Тонировка паркета маслом: современные материалы, советы и секреты
Как получить паркетную доску из бука или массива сосны с шоколадно-коричневым венге, насыщенно-алым падуком или жемчужно-белым ясенем: используйте технику тонирования паркета. Рынок химии для паркета предлагает различные продукты, такие как бейцы, лазури, морилки, пигменты и т.д.
Зачем тонировать напольные покрытия
Все они предназначены для работы по дереву с одним необычным эффектом. Называется он тонирование – то есть изменение существующего оттенка древесины с сохранением видимого на поверхности рисунка. В этом и есть главное отличие краски от тонирующих средств – первая образует непрозрачную пленку, а вторые содержат цветовые пигменты, которые проникают глубоко в поры изделия и меняют цвет на требуемый.
Тонировка паркета своими руками призвана:
- Улучшить внешний вид покрытия, придать богатый вид и подчеркнуть фактуру дерева;
- Обновить пол, сохранив уровень его паропроницаемости и увеличив степень прочности;
- Защитить планки от влаги, загрязнений, истирания и образования пятен.
Мореный дубовый пол.
Любой тонирующий раствор имеет еще одно качество – фунгицидное. Дело в том, что содержащиеся в смеси натуральные и модифицированные масла придают дереву водоотталкивающие свойства, поэтому на поверхности не появляется плесень, мох, грибки. А если на пол нанесен еще и финишный состав, то он с успехом может выдерживать интенсивные пешие нагрузки в течение 3-7 лет.
Все тонировочные средства подразделяются на:
- прозрачные (лессирующие) – слегка изменят оттенок древесины, подчеркивая характерный рисунок распила;
- выбеливающие – в отличие от хлоросодержащих или кислородных отбеливающих составов тонировки осветляют поверхность без вреда для волокон. К примеру, покрытие паркета белым маслом приводит к тому, что полу придается оттенок серебра или слоновой кости, а также повышается плотность древесины;
- цветные с эффектом морения — меняют тон изделий, с блеклых на насыщенные (от янтарных до почти черных).
Для последних составов особое значение имеет гладкость пола. Чем больше шероховатость, тем больше пигментов остается на древесине, соответственно получается более богатый, глубокий оттенок. Поэтому, только за счет изменения зернистости абразивного материала на поверхности паркетной доски или массива можно получить разные тона.
Профессионалы знают еще один способ изменения уровня впитываемости паркета. Для этого планки смачивают водой и просушивают. Ворс поднимается, удерживает большее количество пигментирующего вещества, соответственно повышается интенсивность тонирования.
Чем можно тонировать паркет
Для придания напольному покрытию нового оттенка выпускается целый спектр бытовых и профессиональных средств. Условно их можно подразделить на 4 основные группы:
Цветные грунтовочные композиции
Цветные бейцы.
В эту группу относятся маслосодержащие жидкие составы, включающие помимо основного компонента (льняное, подсолнечное, соевое и прочие масла), сиккативы (ускорители высыхания), растворители и другие присадки. Это:
- Морилки (бейцы). Представляют собой многокомпонентную смесь, в основе которого модифицированное льняное (олифа) или подсолнечное масло. Бывают водоразбавимые, спиртовые, на бензиновых и полиэфирных растворителях. Нередко пропитки содержат фунгицидные, водоотталкивающие и другие добавки. Заметим, что качественные материалы не создают на поверхности пленку, а наносятся равномерно, без наплывов и пропусков. Интенсивность окрашивания может быть разной – от еле заметной (лессирование) до насыщенной. В продаже встречаются готовые к применению продукты, концентраты или сухие порошки.
- Декоративные воски. По составу напоминают морилки, только в качестве основы используются природные восковые компоненты – канделила, карнауба и другие. Это прекрасное средство для древесины, смонтированной во влажных помещениях, кухнях, балконах. Не запечатывает поры, но обеспечивает повышенную стойкость к влаге, грязи и истирающим нагрузкам. Готовое покрытие не трескается, не шелушится и не отслаивается. После нанесения рекомендуется использовать более плотные финишные масляно-восковые составы.
В зависимости от тиксотропности составы наносятся кистью, шпателем, мягкой тканью (ветошь), валиком, губкой и даже пульверизатором. Количество основных цветов может достигать 120 тонов, причем в ассортиментном ряду могут присутствовать не только традиционные древесные оттенки, но и нестандартные – зеленые, голубые, фиолетовые, розовые и т.д. Производители не рекомендуют смешивать тона грунтовочного и основного состава. Для разбавления можно использовать исключительно бесцветные специальные базовые масла.
Образцы тонировочных составов.
В связи с этим особый интерес вызывают новейшие пре-составы с эффектом лессирования, используемые в сочетании с финишными цветными маслами. Продукт распыляется или разливается по поверхности и растягивается кистью с жестким ворсом, специальной шваброй с плотной тканевой насадкой (наподобие LOBATOOL Wischwiesel) или ракелем. Общий оттенок древесины слегка меняется, при этом более ярко выделяется именно распиловочный узор («кольца», сучки). После обработки паркета маслом финишным поверхность получается харизматичной, эффектной. При этом не запрещается сочетать составы разных цветов, ведь это позволяет получить нестандартные оттенки.
Цветные грунтовки всех разновидностей нельзя применять в качестве финишного покрытия – это материал для промежуточного использования, уплотняет поверхность, но не создает прочную на истирание защитную пленку.
В сети интернет часто можно встретить видеоуроки о том, как сделать морилку самому. Предлагаются самые разнообразные компоненты, от древесной коры со стиральным порошком, до битумно-керосиновой смеси. Отметим, что сделанные по сомнительным рецептам составы наносятся неравномерно, быстро выгорают, издают неприятный запах в течение длительного времени. Качественные грунты от Loba, Osmo, Biofa или Saicos подобных недостатков лишены.
Цветные масла декоративно-финишные
Цветное масло.
Это многокомпонентные составы с содержанием сухого остатка до 97%. Для сравнения – аналогичный показатель в грунтах не превышает 90%. Изготавливаются из:
- смеси жировых веществ растительного происхождения. В качестве основы может использоваться льняное, подсолнечное, соевое, чертополоховое и прочие масла. В некоторые продукты добавляются твердые частицы карнауба, канделилла, парафин и другие компоненты, формирующие покрытия их серии «масло-воск»;
- сиккативов, ускоряющих высыхание состава;
- специальных полимерных присадок, препятствующих образованию пленки на поверхности;
- полисилоксанов, придающих маслам повышенные водоотталкивающие свойства;
- растворителей (водорастворимые сополимеры, алифатические углеводороды и т.п.).
Используются для любых изделий из дерева и пробки. Впитывается в структуру древесины на глубину до 5 мм, при этом образует открытопористую износостойкую поверхность с антистатическими свойствами. Паркетная доска под маслом устойчива к воде, загрязнениям, образованию пятен, безопасно для детей и аллергиков. Выпускаются в двух вариациях – матовые и блестящие, подходят для перекрашивания, в том числе из темных в светлые тона.
Наносится масло для паркета любым малярным инструментом, ветошью или скотч-брайтом, а также специальными аппликаторами с резиновым лезвием.
Инструменты для нанесения масла на паркет.
Лазури цветные
Представляют собой гелеобразные или полужидкие смеси из различных масел, растворителей, загустителей, сиккативов и антиоксидантов. Рекомендуются к применению для мягких и твердых пород. Эти составы нужно буквально втирать в поверхность, чтобы получить тонированную древесину с грязе- и водоотталкивающими свойствами. Для работы можно использовать жесткие кисти, скотч-брайт или шпатели.
Лазурь тонирующая.
Для не нагружаемых поверхностей (стеновая отделка, мебель, игрушки) лазурь используется как самостоятельный продукт. А вот для напольных изделий применяется в сочетании с финишным покрытием из масла, воска или масляных лаков.
Цветные лаки
Лак паркетный.
Это самая обширная категория. Паркетные финишные материалы производятся на основе полимерных смол (алкид, акрил, полиуретан), полиэфиров или органических продуктов (олифа). Изделия на растворителях, в отличие от водных, как правило, немного «прижигают» древесину, придавая ей оттенки янтаря и меда. Для усиления эффекта в состав лака вводятся пигменты. Для получения выбеленной поверхности выпускаются специальные экстра-белые добавки.
Сделаем небольшое отступление. Как известно, масло и лак не сочетаются – адгезия материалов стремится к нулю. Однако некоторые производители нашли выход и разработали целую систему:
- В масляный грунт перед нанесением вводится специальная адгезионная добавка.
- После обработки паркета наносится промежуточный слой — лак на основе растительных масел (олифа, касторовое и др.).
- Финишный слой – двухкомпонентный лаковый состав на водной или алкидно-уретановой основе.
Пигментирующие колеры
Тонировка паркета маслом, лаком или грунтом может не дать нужного эффекта. И здесь на помощь приходят колеровочные пасты. Это концентрат, который нужно вводить постепенно, добавляя буквально по каплям и делая постоянно пробные выкрасы.
Колеры универсальные.
Колеры можно использовать как для бесцветных составов, так и для уже тонированных. Покрывать ими древесину не рекомендуется – это не лак или масло, которые распределяются равномерно и имеют неплохую адгезию.
Как тонировать паркет маслом: методы нанесения
Самое главное правило – следовать рекомендациям производителя. Каждый уважающий себя завод обязательно снабжает свою продукцию подробной инструкцией, в которой указывается:
- Требования к поверхности и способы ее подготовки.
- Меры предосторожности.
- Техника применения.
Рекомендуемые условия:
- Температура – от +15 до +28 °С (не ниже +5),
- Относительная влажность: воздуха – 40-60%, древесины – 9-18%.
Грунтовки, морилки и лазури наносятся следующим образом:
- Поверхность очищается от старых покрытий, шлифуется до чистой древесины абразивом зернистостью не менее 100 ед., оптимально для финишной обработки – 150 ед. Швы, царапины и другие дефекты заполняются эластичными шпатлевками того же производителя. Поверхность тщательно обеспыливается.
- Перед применением состав тщательно перемешивается, производится пробное окрашивание небольшого участка. Если все устраивает, то морилка аккуратно распределяется тонким слоем по древесине вдоль волокон при помощи щетки, коротковорсовым валиком, плоской кистью, ветошью или шпателем. Через 10-20 минут пол обрабатывается шлифовальной машиной со специальной насадкой – белым синтетическим падом для затирки масла.
- Через 2-3 суток пол проверяется на гладкость. Если имеются шероховатости, то их нужно отшлифовать абразивом с модулем крупности зерна 200-240 ед. Затем поверхность обеспылить и можно наносить финишное покрытие.
Методика использования финишных масел практически та же, но с небольшими отличиями:
- Первый слой наносится тонко и по возможности равномерно. Через 7-10 минут производится затирка и удаление излишков белым падом или валиком, затем оставляется на 3-4 часа для высыхания. Можно при этом проветривать.
- Второй слой наносится также тонко. На поверхности не должно быть пленки, весь материал остается внутри древесины. Поэтому излишки удаляются, а пол тщательно затирается и просушивается уже в течение 3-5 суток. Окончательную прочность отделочное покрытие набирает через 10-14 дней.