Роспись по сырой штукатурке или живопись водяными красками: видео-инструкция по декору, фото
Роспись водяными красками на штукатуре – это техника, которая имеет историю более ста лет. В эпоху Возрождения роспись водяными красками достигла пика своей популярности, хотя античные художники уже создавали фрески таким методом. Сейчас этот метод росписи также используется для декора помещений, хотя для достижения желаемого эффекта следует учитывать множество деталей. Несмотря на это, принципы методики может изучить практически любой.
Ниже мы расскажем, что нам понадобится для работы, а также опишем алгоритм выполнения основных операций.
Фото фрески в современном интерьере
Обзор технологии создания фресок
На первый взгляд, методика создания фресок не отличается особой сложностью:
- в качестве основания для рисунка используется стена или потолок, покрытые свежей штукатуркой, которая еще не успела высохнуть;
- на штукатурку вначале наносится контур изображения, а затем с помощью кистей – водорастворимые краски;
- после высыхания основы картина приобретает характерную глубину за счет специфического впитывания пигмента известью и другими компонентами штукатурки.
В принципе, все довольно просто. Однако если взяться за решение этой задачи на практике, то окажется, что тонкостей хватает на любом этапе: важны и подготовка стены, и пропорции раствора, и техника нанесения красок.
Набор художественных материалов для создания фресок “Fresco painting starter kit”. Ориентировочная стоимость такого набора в интернете – около 35 000 рублей.
Кроме того, стоит отметить, что обязательным условием для достижения успеха является мастерство самого исполнителя. Так что браться за создание фрески стоит только в том случае, если вы действительно умеете рисовать. Только мастер, освоивший технику живописи на должном уровне, сможет создать достойное украшение для дома или квартиры.
Обратите внимание! Если есть сомнения в том, получится ли у вас выполнить роспись достаточно быстро и качественно, попробуйте свои силы либо на небольшом участке влажной штукатурки, либо на сухой поверхности. Второй вариант (он называется «а секко» — «по сухому») также относится к традиционным методикам и может служить неплохой подготовкой для любого, кто осваивает технику фресковой росписи.
Роспись стен по штукатурке
Готовим основание
Насечки на стене
Как и в случае с любыми другими отделочными работами, все начинается с подготовки основания. Основные этапы этого процесса мы опишем в таблице ниже:
№ | Этап работы | Наши действия |
1. | Удаление старой отделки |
|
2. | Нанесение насечек |
|
3. | Грунтовка |
|
4. | Базовое оштукатуривание |
|
Как видите, живопись по сырой штукатурке требует серьезной подготовки. Но несмотря на внушительные затраты времени, пренебрегать ею не стоит: только после тщательного выполнения предварительной обработки стена получится достаточно надежной и стабильной для того, чтобы нанесенное изображение не растрескивалось со временем.
Общий алгоритм действий при изготовлении фрески
Готовим раствор
Следующий секрет, который хранят мастера фресок — это рецепт раствора для оштукатуривания стены. Пропорции компонентов вам придется подбирать самостоятельно, поскольку универсального варианта не существует: у различных смесей есть и плюсы, и минусы.
И все же состав, который показывает неплохие эксплуатационные характеристики, можно изготовить с первого раза.
Ниже мы приведем проверенные на практике рекомендации, которыми можете воспользоваться и вы:
Замешивание известкового теста
- Основа штукатурного раствора – известь. Чем выше ее качество, тем прочнее будет штукатурка, и тем лучше на нее ляжет краска. Для работы покупаем максимально чистую и свежую строительную известь – пусть даже цена ее будет несколько выше стандартной.
Обратите внимание! В среднем мешок (25 кг) материала первого сорта стоит от 200 до 350 рублей, так что затраты в любом случае не будут слишком большими.
- Известь гасим водой и оставляем ее в залитом состоянии минимум на несколько суток (до двух недель) – так ее свойства значительно улучшатся.
- В качестве наполнителя добавляем крупный песок или смесь крупного песка с кирпичной крошкой. Второй вариант является более дорогим и трудоёмким (крошку придется либо покупать, либо изготавливать самостоятельно) но все же именно его мастера заслуженно считают оптимальным. И действительно, добавление дробленой керамики существенно повышает время сохранения влажности штукатурного слоя.
Кирпичная крошка – наиболее подходящий наполнитель
Совет! Если вы делаете фреску на улице, то песок обеспечит ей необходимый запас прочности, так что доля кирпичной крошки в составе может быть снижена до минимума.
- Для повышения эластичности состава и для защиты от растрескивания в смесь добавляется мелко нарубленая пенька или целлюлозное волокно.
Добавив пеньку, мы повысим эластичность раствора
Состав готовим непосредственно перед началом работы по оштукатуриванию и росписи. Пропорции будут следующими:
- для базового слоя: 1 часть известкового теста на 3 части наполнителя (песок или песок + крошка);
- для лицевого слоя: 1 часть известкового теста на 2 – 2,2 части наполнителя;
- при нанесении трех или более слоев для лицевой накрывки используется более жирный раствор с соотношением компонентов 1 : 1,8.
Наносим штукатурку
Инструкция по оштукатуриванию поверхность под фресковую роспись предполагает выполнение всех операций в такой последовательности:
- Подготовленную к отделке поверхность увлажняем минимум за 24 часа перед началом работы. За полтора часа до начала оштукатуривания повторяем увлажнение.
Первый слой наносим и разравниваем
- Первый слой толщиной 5-8 мм наносим на поверхность путем наброса. Раствор равномерно распределяем по стене штукатурной теркой без излишнего разглаживания.
- На поверхность раствора наносим волнистые линии глубиной до 2 мм с интервалом в 30 – 40 мм. Эти борозды сформируют рельеф, обеспечивающий максимальную адгезию между штукатурными слоями.
- Сушка первого слоя занимает минимум 12 суток. По истечении этого времени поверхность увлажняем до полного насыщения жидкостью, а затем наносим второй – промежуточный – слой.
Обратите внимание! Наличие второго слоя не является обязательным, но новичкам лучше не спешить: двухслойные фрески все же более чувствительны к нарушениям технологии. Профессионалы же иногда наносят до семи слоев, так что роспись сырой штукатурки – дело неспешное.
- На поверхности базовых слоев может появляться белесый налет. Если это произошло, то перед укладкой следующей порции состава на стену налет необходимо счистить, а поверхность повторно увлажнить. Не сделаем этого — связность штукатурного основания нарушится, и со временем фреска начнет расслаиваться.
- После того как второй/третий слой полностью просохнет, увлажняем и его, а затем наносим лицевой раствор. Поскольку он будет быстро высыхать, то укладывать его нужно небольшими участками (новичку достаточно 0,5м2, мастер может работать и по большей площади), параллельно выполняя роспись.
Лицевой слой наносим небольшими порциями
Тонкости процесса росписи
Так как расписывать штукатурку нам придется сразу же после укладки и выравнивания, эскиз рисунка, акриловые краски на водной основе и все необходимые инструменты нужно приготовить заранее.
Работать будем в такой последовательности:
- Как только штукатурка будет выровнена, с помощью иглы «перекалываем» контуры изображения на основание. Основные линии можно наметить острым шилом или кончиком карандаша.
Сначала наносим светлые оттенки, затем прокрашиваем более темные участки
- Затем мягкими широкими кистями наносим разведенные в воде краски. При этом строго соблюдаем последовательность: вначале укладываем светлые оттенки, затем средние тона, и только затем – темные.
- Мазки наносим легкими движениями, следя за тем, чтобы кисть не «счищала» с поверхности подсыхающую известку. Если это произошло (можно заметить по появлению белесых разводов в краске), то кисть тщательно промываем и снижаем нажим на инструмент.
Художественный акрил на водной основе вполне подойдет
- После этого повторяем прорисовку, но уже в обратной последовательности: темная краска – средняя – светлая. Это позволит нам создать плавные переходы между оттенками. Кроме того, там, где светлая краска успеет впитаться в основание, мы сможем повторить высветление, сделав картину более контрастной.
Последовательность наложения оттенков при росписи
На финальной стадии росписи подчеркиваем тени и высветления
- После того как мы закончим роспись участка, незаполненные края штукатурки аккуратно срезаем шпателем и ножом таким образом, чтобы сформировался наружный скос. На этот скос накладывается следующая порция гипсового раствора и заглаживается до полного исчезновения шва. Затем операции по росписи повторяются.
Готовое изображение
Финальный этап работы – самый сложный: нам нужно подождать от 7 до 10 суток и не трогать фреску. То есть вообще не прикасаться к ней ни руками, ни инструментом.
Все дело в том, что во время высыхания штукатурки краска впитывается неравномерно, соответственно, оттенки изображения меняются непредсказуемо. Бороться с этим не нужно: рано или поздно основание «отдаст» всю накопленную влагу, и картина приобретет именно такой вид, на который вы и рассчитывали в самом начале работы!
Совет! Пока штукатурка сохнет, помещение желательно защитить от перепадов температуры и сквозняков. Конечно, правильно подобранный и нанесенный с соблюдением всех требований состав растрескаться не должен, но в данном случае лучше проявить предосторожность.
Заключение
Живопись красками по сырой штукатурке – техника достаточно сложная, освоить которую на должном уровне сможет далеко не каждый художник. И все же если вы чувствуете в себе силы, то можете попробовать, тем более что и приведенные рекомендации, и видео в этой статье помогут вам на первых этапах. Кроме того, все интересующие вопросы можно будет задать в комментариях к данному материалу.