Распайка проводов микрофонного разъема 4 pin и других разъемов: XLR, stereojack, monojack. Схемы и обозначения контактов на проводах и разъемах. Руководство.
Как распаять микрофонный разъем 4 pin и другие кабели: схемы распайки проводов и разъемов XLR, stereojack и monojack. Узнайте также о распайках и схемах MIDI-кабелей. Не упустите возможность улучшить свою аудио-систему с помощью правильной распайки проводов!
Распайка у разных производителей может быть разной!
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:
Распайка разъёмов Speakon
— нет в таблицах. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами — группа №1 — «1+» и «1-«, группа №2 — «2+» и «2-» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.
Распайка кабеля DMX-512.
Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки:
Дата добавления: 2015-08-31 ; . Нарушение авторских прав
Распайка у разных производителей может быть разной!
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:
Распайка разъёмов Speakon
— нет в таблицах. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами — группа №1 — «1+» и «1-«, группа №2 — «2+» и «2-» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.
Распайка кабеля DMX-512.
Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки:
Дата добавления: 2015-08-31 ; . Нарушение авторских прав
Перед тем как перейти к вопросу, что такое XLR разъем нужно коснуться понимания о причинах возникновения помех и классификации передачи аудиосигнала. С момента появления электричества, повседневная жизнь человека, его быт и развлечения кардинально изменилась. Появились устройства, без которых современный человек уже не может прожить и дня. Это всевозможные осветительные приборы, электродвигатели, участвующие в производстве и в быту, применение их влечёт за собой повышения жизненного уровня. Остаться сейчас без них кажется невозможным, однако, электричество как вид энергии считается загрязнителем и источником помех для любого аудиосигнала, передаваемого на расстояние. Бытовые приборы, интернет, стабилизаторы, холодильники, миксеры, выпрямители и т. д. вызывает посторонние шумы в аудиоканале. Таким образом, появляется необходимость защиты, от внешнего негативного влияния, передаваемого по средствам шнуров и соединительных разъемов, звукового сигнала разной частоты и амплитуды.
Причины возникновения помех
Зарождение звукового сигнала и его обработка в электрический импульс начинается с микрофона и передаётся в первый предварительный усиливающий каскад. Именно на этом участке аудиосигнал максимально подвержен влиянию всевозможных источников помех. Если не защитить его в момент первой транспортировки по кабелю, то на оконечном усилителе будут слышны все, даже самые малейшие щелчки, от разрыва контакта в выключателе освещения, до работы компрессора холодильника. Таким образом, любой попадающий на внешний разъём усилителя сигнал будет усилен вместе с оригиналом, идущим от микрофона. Усиленные в десятки раз помехи будут заглушать голос и звучание будет отвратительное. Для этого нужно обращаться за помощью только в магазины и к продавцам которые специализируются на средствах воспроизведения и передачи аудиосигнала. Потому что потраченные деньги на некачественные товары быстро разочаруют своего владельца.
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:
Примечание к таблице №3. Внимание: Распайка кабеля
у разных производителей может быть разной!
Как правило, ведущие и вокалисты используют ручные радиомикрофоны. Однако сейчас широкое распространение получили системы с гарнитурами и «петличками», а также инструментальные (гитарные) радиосистемы, которые обеспечивают исполнителям большую степень свободы. В таких системах кабель от микрофона до так называемого «бодипака» (карманный, поясной передатчик) имеет, как правило, разъём Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой кабель имеет два разных разъёма. В «бодипак» вставляется разъём Mini-XLR, а в гитару — разъём «джек» plug TS. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это, как правило, стандарт.
Из чего состоит микрофонный кабель
Для защиты рожденного в микрофоне слабого низковольтного сигнала звука нужно, чтобы он передавался по специальному кабелю и подключался только через XLR разъём. Всё это в комплексе даёт возможность передачи чёткого аудиосигнала без искажения.
Микрофонный кабель состоит из трёх основных компонентов:
- Медных токопроводящих проводников — жил, по которым будет проходить трансформированный в электрический импульс звук. Медь в данном случае является оптимальным проводником как в соотношении токопроводимости и цены, так и в отношении сопротивления и пластичности. Ещё одним из преимуществ меди используемой для кабелей такого типа является возможность её лёгкой пайки, как единственного способа соединения жилы и элементов разъёмов. Нужно помнить, что чем ниже его сопротивление и длина тем меньше будет потерь слабого импульса, идущего от микрофона к устройству приёма, это может быть микшер или предварительный усилитель. Проводники имеют многожильную конструкцию, так как именно она менее склонна к переломам вовремя изгибов.
- Экрана. От его плотности и качества оплётки напрямую зависит защита от помех и прохождения сигнала по жилам без внешнего искажения. Экран может быть выполнен из лужёной меди и нелуженой.
- Изоляции каждой жилы. Выполняется она из пластичного материала, обладающего диэлектрическими свойствами, чтобы медные токопроводящие жилы не касались друг друга и не влияли электрически. Чаще всего это ПВХ изоляция так как она обладает высокой стойкостью к изгибам, температурам и обладает отличными изолирующими свойствами.
Трёхконтактный разъём типа XLR. Данный стандартный разъём применяется для соединения микрофонов. Два контактных элемента несут в себе аудиоинформацию, а третий подключается к корпусу, который при оптимальной установке заземляется.
Музыкантами очень часто применяются MIDI
-соединения оборудования. Аббревиатура «
MIDI
» расшифровывается и переводится как
Musical Instrument Digital Interface
— цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для
MIDI
-подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановимся и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов
DIN-5M
(пятиконтактный, male, или «папа», русское название —
СШ-5
, в случае с трёхконтактным разъёмом —
СШ-3
или
DIN-3 —
в MIDI-кабелях не применяются) — именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.
На изображении ниже показано:
1). Маркировка контактов разъёмов DIN-5
.
2). Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out
.
3). Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out
(могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) — этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью
Gameport
.
4). Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out
.
Вот, например, отличный переходник для аудио-соединений с DIN 5/180° (или СШ-5, СГ-5, DIN41524, 5-pin DIN 180°)
на 4
RCA female
:
В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля
, основанные на подключении с помощью интерфейса
USB
и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лаптопа. Очень мобильно и надёжно.
Примечания:
Замечание
, касательно всех
XLR-XLR
кабелей. Их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне «мамы», со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 — контакт «C» с контактом №1 «мамы» (female)
XLR
нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает «земляной» контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу «наводок» и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг «разболтается» такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату — ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения электрическим током, если коснуться за «маму»
XLR
такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.
Распайка разъёмов Speakon — нет в таблицах
. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы
Speakon
не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют
2-х
,
4-х
и
8-и
контактные разъёмы
Speakon
. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами —
группа №1
— «
1+
» и «
1-
«,
группа №2
— «
2+
» и «
2-
» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты
+1
и
-1
разъёма
Speakon
.
Распайка кабеля DMX-512.
Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу
DMX-512
бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть
1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3
(
4 -> 4, 5 -> 5
). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в
DMX-512 — №3
, а не
№2
, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки
DMX-512
так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём
XLR
с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол
DMX-512
допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки — на таблице:
Типы устройство XLR разъёмов
Для начала рассмотрим, что собой представляет стандартный XLR разъём по чему он имеет такое название.
Аббревиатура расшифровывается следующим образом:
- Первая буква «Х» — это серия разъема, основанная компанией Cannon Electric в штате Калифорния, а если быть, точнее то в Лос-Анджелесе Джеймсом Каноном. Кстати, среди профессионалов в разговорном лексиконе сам разъем иногда так и называют Канон.
- Вторая буква «L» — означает что он оснащён защёлкивающим соединяющим механизмом, именно благодаря такой фиксации данный разъём благополучно используется не только при установке на панели устройств и аппаратуры, но и при соединении двух отдельных кусков кабеля.
- Третья буква «R» — это обозначения материала, изолирующего контакты внутри разъёма. Так как пластиковые изолирующие материалы имели проблемы с окислением медных контактных штырей, то разработчиками было принято решения заменить их на прорезиненные, которые одновременно при подключении двух элементов разъёмного соединения умело очищают их от этого вредного налёта. Однако если применяется контактные штырьки с позолоченным или же луженым покрытием, то пластиковый твёрдый изолятор не менее эффективен. То есть, если в конце указана буква «P» то это означает что используется пластик как основной тип изолятора.
Иногда можно встретить XLR разъём, который имеет от трёх до пяти контактных штырьков, но всё же именно трёхконтактные имеют самую большую область применения и распространены среди любителей качественной музыки.
Преимущества XLR разъёмов
Среди преимуществ выделяются три основах, которые и формируют их способ назначение и высокий процент использования:
- Обе части разъёма обладают малым переходным сопротивлением и надёжным контактом как при использовании на панели, так и на кабельном соединении. Для входа сигнала от источника звука применяется гнездо или как его ещё называют «мама», а от микрофона или же в нём устанавливается штекер, он же «папа». Надёжностью обеспечивается также прочными довольно толстыми контактными штырями, плотно входящие в разъемную часть;
- Использование трёхконтактного соединения даёт возможность применять балансное подключение аудиообрудования. Этот метод основан на том по двум отдельным проводникам, которые имеются в кабеле, помимо экранирующего, протекает не только прямой, но и инверсный тип сигнала. Это даёт улучшенные показатели помехоустойчивости, так как каждый из них по отношению к земле равен по величине, но имеет противоположную амплитуду. То есть два сигнала подаются в противофазе и каждый из них сбалансирован относительно земли. Таким образом, полезная амплитуда сигнала, проходя по кабелю увеличивается по амплитуде в два раза. Этот способ значительно повышает помехоустойчивость, снижает искажение сигнала и подавляет синфазные помехи, вызванные внешними наводками.
- Высокая механическая надёжность замка, имеющего металлическую основу. Зачастую чем выше стоимость, качество и крепость метала, из которого сделаны все элементы тем выше это показатель.
Распайка XLR разъема
Существует стандартизация во время распайки сигналов по трёхконктаной системе.
На разъёме видны цифры от одного до трёх, если произвести распайку правильно то проблем с коммутацией сигнала двух устройств, одно из которых является источником сигнала, а другое приёмником, не возникнет.
Вот стандартная распайка:
- 1 — общий провод, соединенный с оплёткой, землёй и соответственно корпусом оборудования для надёжного экранирования;
- 2 — к этому контакту подключается сигнал прямой полярности, и при использовании стандартных микрофонных кабелей жила имеет красный цвет;
- 3 — сигнал инверсный, то есть смещённый относительно прямого на 180 градусов, то есть обратную полярность. Цвет изоляции жилы синий.
Правильная стандартная распайка даёт возможность использовать XLR разъем при переключении новых видов аппаратуры.
Примечания:
Замечание
, касательно всех
XLR-XLR
кабелей. Их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне «мамы», со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 — контакт «C» с контактом №1 «мамы» (female)
XLR
нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает «земляной» контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу «наводок» и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг «разболтается» такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату — ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения электрическим током, если коснуться за «маму»
XLR
такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.
Распайка разъёмов Speakon
— нет в таблицах
. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы
Speakon
не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют
2-х
,
4-х
и
8-и
контактные разъёмы
Speakon
. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами —
группа №1
— «
1+
» и «
1-
«,
группа №2
— «
2+
» и «
2-
» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты
+1
и
-1
разъёма
Speakon
.
Распайка кабеля DMX-512.
Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу
DMX-512
бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть
1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3
(
4 -> 4, 5 -> 5
). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в
DMX-512 — №3
, а не
№2
, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки
DMX-512
так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём
XLR
с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол
DMX-512
допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки — на таблице:
«Познакомился» сегодня с неведомым мне ранее разъёмом DMX-512 — из гибкого пластика.
К нам пришли управляемые по стандартному протоколу
DMX-512LED панели
, которые мы хотим использовать как рампу —
INVOLIGHT LED BAR390.
Разъёмы не встроены, как обычно бывает, а торчат на небольших отрезках обычного, неэкранированного кабеля из прибора по два с разных сторон — DMX-вход и -выход. На конце каждого — выполненные из мягкого пластика разъёмы. Так как прибор предназначен для установки на улице — разъёмы довольно герметичны. Выходят друг из друга с характерным «бутылочным» хлопком. Переходники пришлось делать самим. Думаю, ещё не раз люди столкнутся с проблемой соединения этих странных влагонепроницаемых всепогодных DMX-разъёмов со стандартными
XLR
, так как такие же применяются ещё и на других приборах этого производителя —
LED BAR305/320/330/340/350/400
,
LED SPOT12T
.На изображении ниже показано, как их нужно соединять. Или проще — жёлто-зелёный провод —
контакт №1 XLR
, синий —
№2
, красный —
№3
. Покажется странным, но вся конструкция работает! Цифры красным цветом — соответствие номерам контактов
стандартного XLR разъёма:
Переходник на фото выше — наш, самодельный.
К
LED BAR390
ребята-продавцы «в нагрузку» дали 6 разъёмов
XLR
производства
Proel
— просто ужасные разъёмы! Из «мам» вылазят внутренние контакты, крышка на резьбе вкручивается, не плотно фиксируя кабель… Хоть конструктивно эти разъёмы и напоминают разъёмы
XLR
от
Neutrik
, по факту —
ничем в лучшую сторону от поделок наших юго-восточных друзей не отличается!
Кстати, очень популярная и даже любимая у нас в России марка кабелей
Proel
тоже, мягко говоря, не считается хорошим выбором, это подтверждается многими пользователями. Единственный раз мне попадался кабель от
Proel
, который внешне был добротным (с прозрачным экраном и двойной изоляцией центральных проводников). Довольно толстый и прочный, около 7 мм в диаметре.
Немного потренировавшись, можно приспособиться к данному способу и впоследствии довести его до автоматизма. Я никогда не сматываю кабели с помощью локтя, как это часто делают другие. Есть две причины. Во-первых, распутать намного сложней. Во-вторых, кабель, укладывающийся кольцами лежит потом на поверхности гораздо лучше и ровнее — намного меньше шансов, что кто-то запнётся и вырвет его из разъёма или уронит стойку с микрофоном — таких опасных вариантов развития событий может быть довольно много. Ещё одна деталь — для того, чтобы кольца кабеля не разматывались во время хранения и транспортировки — делаю на всех длинных кабелях («акустические», микрофонные и т. д.) аккуратную верёвочку, привязывая её к тому концу, который меньше виден во время работы кабеля. Например, в случае с микрофонным кабелем XLR-XLR | Автор RoNikEr
Распайка у разных производителей может быть разной!
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:
Распайка разъёмов Speakon
— нет в таблицах. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами — группа №1 — «1+» и «1-«, группа №2 — «2+» и «2-» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.
Распайка кабеля DMX-512.
Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки:
Всем известно, что хорошие акустические или микрофонные провода весьма дороги, а доступные по цене — не очень качественные. Выход — сделать провода нужной конфигурации и длины самостоятельно. Это не так уж сложно и уже после нескольких «первых блинов» у Вас будут получаться отличные провода. Для этого нужен маломощный паяльник, оловянный распой и канифоль. Разъемы выбирайте по своему вкусу, тем более сейчас их огромное количество самых разных видов, цветов, размеров. Лидирующие позиции в производстве акустических разъемов занимают Neutrick и Amphenol. Использовать следует только хорошие провода ведущих производителей Klotz, Canare. Ниже представлены 2 схемы распайки самых распространенных проводов. В основном это распайка балансных проводов с разъемами XLR и стерео-джек в разных комбинациях, но есть схемы и с распайкой разъемов RCA(тюльпан). На это странице также представлены схемы устройства разъемов XLR, stereo-jack (стереоджек), mono-jack (моноджек) с нумерацией и обозначением контактов. Пользуйтесь на здоровье! И помните, что коммутация — один из важнейших компонентов любого звукоусилительного комплекса, от которого напрямую зависит качество звука.
Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора
Правильная коммутация
— одна из самых важных составляющих качественного звука и света. Конечно, удобно всегда иметь под рукой готовые заводские кабели, однако временами приходится разбираться (а кому-то и вспоминать), как распаяны и соединены всевозможные кабели, переходники и разъёмы. Наши таблицы помогут в этом.
Для расчёта сопротивления проводника вы можете воспользоваться калькулятором расчета сопротивления проводника .
Типы кабеля используемого для соединения XLR разъёмов
Для разъема XLR типа рекомендовано использовать специальный кабель, защищённый от внешнего электромагнитного воздействия. Одним из основных элементов которого является токопроводящая жила ведь именно по ней передаётся на расстояние аудиосигнал. Одним из самых востребованных, популярных, и что немаловажных недорогих и соответственно недрагоценных материалов является медь. Именно медь сочетает в себе такие качества как:
- низкое сопротивление проходящему току;
- высокую теплоотдачу;
- пластичность;
- устойчивость к воздействию коррозии;
- гибкость.
Она легко паяется, лудится, особенно это касается её основного конкурента алюминия, что повышает её эксплуатационные характеристики. В одних из самых популярных для данного разъёма аудиокабелей от применяется бескислородная медь с высокой степенью очистки порядка 100%. Из неё изготавливается многожильный проводник, который не склонен к изломам во время изгибов и даже при переломе нескольких тонких проволочек не теряет свои проводящие сигнал свойства. Для использования в качестве аудиокабеля эта характеристика весьма важна, так как во время длительной эксплантации его приходится очень часто скручивать, изгибать и даже подвергать механическим ударам. Из недостатков такой продукции можно выделить:
- вероятность окисления вследствие воздействия влаги;
- недостаточно высокий процент скручивания при разделке.
Все эти недостатки могут быть отсечены одним элементарным способом — лужением. Итак, кабель используемый в паре с XLR разъемом, должен иметь как минимум две изолированные друг от друга жилы (проводника). Как правило, толщина которых составляет от 20 и 26 AWG (American Wire Gauge). Такая стандартная классификация определяет не только толщину, но и проводимость сигала, а также гибкость.
Однако, количество жил в кабеле может быть и увеличено до четырёх, то есть две пары, каждая из которых состоит из двух проводников. Такой четырёхжильный кабель, естественно, будет стоить дороже двухжильного, но зато он обеспечивает более качественное снижение шума около 20 ДБ. Особенно это касается когда он прокладывается в непосредственной близости с силовыми кабелями, подключенными к другому помехообразующему оборудованию.
Некоторые кабели имеют четыре жилы (две пары), и часто упоминаются как четырехжильный кабель. Четырехжильные кабели более дорогие, но в крайне «шумных» средах, или где кабели проложены параллельно с силовыми кабелями, они могут обеспечить, по крайней мере 20 ДБ, или более снижения шума по сравнению с двухжильными кабелями. Основное требование, которому должен отвечать четырёхжильный кабель, используемый для прохождения аудиосигнала, это то что жилы друг к другу должны плотно прилегать. Этой характеристикой пренебрегают производители дешевой и некачественной кабельной продукции, классифицирующей себя как кабельная продукция для XLR разъемов.
Наиболее важные моменты при выборе кабелей и разъёмов
Всё это необходимо знать и соблюдать для достижения результатов, близких к идеальным.
01. Имя производителя.
Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило — «Скупой платит дважды». Никаких «no name» в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых «китайских» разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны — почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.
В нашем ДК сейчас вся коммутация – только
от мировых брендов-лидеров в этой отрасли (подробности ниже). Лично я сейчас совсем не волнуюсь насчет качества контактов и надежности соединений. С этой стороны подвоха ждём в последнюю очередь.
Подпишитесь на наш канал в Телеграме , чтобы читать только интересные новости высоких технологий
02. Коннекторы.
Как и в многих других отраслях производства, здесь есть свои изготовители — фавориты, продукция которых уже благодаря наличию лейбла производителя, является знаком качества. Примеров компаний, делающих разъёмы только самого высокого качества довольно мало… Например, коннекторы швейцарской компании
Neutrik
по праву считаются одними из лучших и любимых в использовании во всём мире. Уже более, чем за 35 лет своей деятельности, компания добилась высочайших рейтингов и имеет множество патентов на изделия, являющихся мировым стандартом в коммутации звукового оборудования. Россия, конечно, не исключение.Это как бы… Мерседес в разъёмостроении.
Прекрасные разъёмы делают Switchcraft
, из США,работающие с 1946 года. Могу порекомендовать отличные разъёмы изготовителя из Австралии —
Amphenol
, основанной в 1955 году.
Внимание! Остерегайтесь подделок!
Их немало на просторах нашей необъятной и не только…
Разъёмы Neutrik TRS и XLR.
03. Кабельная продукция.
Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель.Самые известные производители кабельной продукции
—
«японцы»
Canare
, «немцы»
Klotz
,
Sommer Cable
и
Cordial
, в последнее время всё чаще слышно много хорошего о компании
Belden
, основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Где-то читал, что вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной выполнена на продукции
Belden
.
Хорошие кабеля делает итальянская фирма Tasker
. Ещё можно обратить внимание на продукцию
Mogami
,
Horizon
. Не исключаю, что список далеко не полный. У многих профи — свои личные предпочтения, наработанные годами практики… Особенно это может проявляться в выборе гитарной коммутации
—
у них там свои «заморочки», особенно, если касается именно кабеля…
Гитарный кабель производства Monster Cable
.
04. Выбор типа подключения
звуковогооборудования — балансное подключение и небалансное.
ВСЕГДА нужно отдавать предпочтение балансному подключению, а когда это возможно и\или предусмотрено — особенно . Что же это такое? С небалансным, «обычным» подключением нет проблем — два проводника, один из которых «экран» (земля), служащий защитой от электромагнитных «наводок» и непосредственно «сигнал» — не путать с «+» и «-«, так как передача аналогового аудиосигнала — это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.
С балансным подключением всё немногосложнее. Балансное подключение происходит тремя проводниками — та же «земля», защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот сигнал или тот проводник, который «в фазе» называют «горячий», противофазный — «холодный». Зачем это нужно? Всё до смешного просто — передающее устройство преобразует сигнал в балансный — к обычным «земле»и «сигналу» добавляется ещё и противофазный «сигнал», который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные (более 100 м.) расстояния практически без потерь.
05. Выбор коннекторов.
Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов «
XLR
» всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового «
Jack
«, а тем более разъёмов типа
Phono
, иначе
RCA
или «
тюльпан
«. Разъёмы
RCA
не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются профи «по долгу службы» и имеют довольно неприятную особенность — не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о «китайцах»…
Разъём Phono (RCA)
от
Amphenol
.
Немного подробностей о «Джеках
«. Более правильно и «научно» разъём «
Jack
» называется «
TRS
» — аббревиатура от «
T
ip,
R
ing и
S
leeve» — наконечник, кольцо и «манжета» — экран или корпус разъёма. Но это только в случае
трёхконтактного
разъёма, «в народе» его часто называют «
стерео-джек
«. Или «
моно-джек
» — «
TS
» в случае
двухконтактного
, где имеют место быть только
T
ip и
S
leeve — наконечник и экран. К слову, для информации, словом «
Jack
«, если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения «
TRS
» или «
TS
«, а сам штеккер называется «
Plug
«. Ну это так, мелочи, не обращаем особого внимания…
Разъём TS
от
Amphenol
.
«XLR
» («в народе» — Кано’н или Кэ’ннон) очень надёжный разъём, если он не подделка. Лично я всегда ему отдаю предпочтение в линейной коммутации сигналов, когда это возможно. Кстати, заметил, что сейчас на многих коннекторах
Neutrik
пишут слово «Liechtenstein» — это карликовое государство в Центральной Европе, ассоциированное со Швейцарией. Там находится главный офис компании. На
Speakon
и
XLR
— надпись точно есть, на
TRS
— не нашёл.
Явная, грубая и дешёвая подделка разъёма Speakon
.
Вот не подделка — Neutrik Speakon
4-х контактный. Правда, далеко не новый)) Произошло от
SpeakON
(игра слов — speaker, connector и ON — включить).
Да, кстати — слова «мини-джек» вообще не должно присутствовать в лексиконе человека, имеющего мало-мальски серьёзное дело со звуком, а профессионала — тем более, так как сам по себе коннектор крайне ненадёжен.
06. Качество плетения экрана проводника.
Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не очень хорошо для 100%-но качественной экранировки. Чем больше плотность сплетения экрана, разумеется, тем лучше. Экран только в виде фольги — только для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше — тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются «по долгу службы». Рано или поздно, жилки проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше — тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом — гибким пластиком или резиной.
07. Сечение проводников кабеля.
Чем больше сечение — тем лучше и надёжней. Толстые сигнальные кабеля (6-7 мм) с толстыми жилами проводников механически прочней и надёжней. Сопротивление и ёмкость толстого проводника меньше, что тоже большой плюс. Это касается и сигнального и так называемого «акустического» кабеля, который соединяет УМ (усилители мощности) с АС (акустическими системами). Считаю минимумом для подключения АС к УМ сечение в 2,5 мм. У нас почти все акустические кабеля —
Cordial CLS 240
— прекрасный, гибкий кабель 2 х 4 мм.
08. Длина небалансных кабелей.
Небалансное подключение, как ни крути, присутствует в нашей жизни)). Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто «коннектятся» небалансным типом подключения. Из практики — не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5-7 метров. Если линия должна быть длиннее — необходимо пользоваться устройствами, называющимися
директ-боксы
(
DI-box
или
Direct Injection Box
). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями…
09. Готовые кабели.
Следует избегать покупки готовых кабелей, особенно вылитых из гибкого пластика — т. н. «одноразовых», при покупке которого просто нет возможности проконтролировать то, что находится внутри. Есть немало примеров, что внешне красивый, «основательный» кабель после «вскрытия» оказывался просто никчёмным — с кое-какой оплёткой экрана и тонкими, хлипкими жилками.
11. Назначение кабеля.
Следует не забывать о назначении конкретной модели кабеля конкретного производителя. Если кабель предназначен для передачи DMX-сигнала, не стоит использовать его как микрофонный, так как допуски для разных моделей кабелей могут сильно отличаться. Например, DMX-512 соединение не так требовательно к экранировке, как микрофонное. Интернет с вышеприведёнными адресами может хорошо пригодиться для «распознавания» задач, на которые ориентирован каждый конкретный кабель.
12. Соблюдение осторожности при пайке.
При длительном нагревании паяльником проводников кабеля, изоляционные материалы часто имеют неприятную особенность быстро плавиться и создают опасность замыкания проводников друг с другом и с корпусом разъёма. Необходимо предварительно хорошо залудить места пайки перед процессом, что бы как можно меньше потом их нагревать.
На что нужно обращать внимание при покупке
Обязательные семь критериев, которые должны быть учтены при покупке кабелей с разъёмом XLR разъёмов являются:
- Использование кабеля, а также возможность работы его в среде с множеством помех формирует степень его защиты от них и как следствие его стоимость.
- В среде большой насыщенностью помех, особенно, беспроводных коммуникаций необходимо использовать для чистоты прохождения сигнала максимальный уровень защиты со спиральной двойной оплёткой и проводящим ПВХ.
- Если эксплуатация, возможно, будет требовать частых изгибов, то лучше использовать спиральный экран, нежели плетёный.
- Экранирование и подключение этого защитного слоя к заземлению, должно быть выполнено, максимально надёжно.
- Правильная коммутация и распайка, а также экранирование по всей длине кабеля являться залогом надёжной защиты от помех.
- Позолоченные или же посеребрённые контакты не должны иметь механических повреждений и царапин.
- Материал, из которого изготовлен XLR разъем влияет только на переходное сопротивление в контактной части, но не защищает от внешних помех и шумов генерируемых самим кабелем.
Нужно помнить, что плохо припаянный разъём и поврежденная изоляция, а также экран кабеля будут влиять на качество частоты передаваемого сигнала, особенно это касается при увеличении его длины. А также помните, что при увеличении длины соединительного кабеля возникает проблема с затуханием частотных характеристик, но зачастую это касается лишь чрезвычайно длинных расстояний между микрофоном и предварительным усилителем.
Что называется разделкой кабеля?
Разделкой кабеля называют процесс подготовки конца кабеля для подключения к какому-либо устройству или сети. Это может включать удаление изоляции, зачистку проводников, распайку жил, установку коннекторов и т.д. Разделка кабеля может проводиться в производственных условиях при изготовлении кабелей, а также на месте установки кабельной продукции в соответствии с конкретными требованиями подключения.