Прокладываем пути-дорожки
После завершения строительства домов и мелких архитектурных форм, обычно наступает этап планирования дорог. Главная задача ландшафтного дизайнера - создать связанную сеть дорожек. Нелегко выбрать материал для покрытия путей и разместить в саду пешеходные маршруты с учетом современных возможностей.
Нужно учесть как чисто практические, так и эстетические моменты, ведь грамотное, логичное построение - залог комфортного передвижения по территории участка. Обычно для мощения используются специальные материалы, с которыми мы Вас уже немножко познакомили. Их принято делить на жесткие, мягкие и комбинированные. Специфика обозначена уже в самих названиях.
Жесткие покрытия
Натуральный камень
Сегодня для мощения дорожек из кирпича используют более десятка пород камня - как в обработанном (колотом и пиленом), так и в необработанном (плитняк) виде. Соответственно и фактура варьируется от грубой шероховатой до зеркально гладкой. Данный вид покрытия несколько ограничен в колористике уже самой природой, но зато большинство пород имеют широкую нюансную палитру. Например, гранит занимает спектр от различных оттенков серого до темно-красного и черного цветов. Из гранита, габбро, базальта обычно изготавливают брусчатку трех стандартных размеров, а также плиты для мощения. Вулканическое происхождение ставит покрытия из этих пород вне конкуренции по прочности и долговечности.
![]() | ![]() |
Монолитное бетонное покрытие
Его применяют, как правило, для въездной дороги для автомобиля, переходящей в площадку перед гаражом, а также для дорожек для частого хождения в "ключевых" зонах, например, между входом и домом на участке.
Бетонный камень
Близкий по свойствам к натуральной брусчатке, но менее дорогой бетонный камень занимает свое достойное место в ряду твердых покрытий. Изделия выпускаются различных форм и размеров, что позволяет создавать и широкие прямые дороги, и извилистые узкие тропки. Кроме того, бетонный камень успешно применяют при строительстве основных транспортных "магистралей" участка.
![]() | ![]() |
Тротуарная бетонная плитка
Наиболее популярным материалом для мощения пешеходных дорожек можно назвать тротуарную бетонную плитку. От остальных видов жестких покрытий ее отличает богатое разнообразие форм и расцветок. Более того, в последнее время производители тротуарной плитки стараются, и не без успеха, преодолеть основной недостаток бетона - его относительную недолговечность - путем применения цементов и специальных наполнителей. Существует два основных вида бетонной плитки - вибропрессованная и вибролитая. Различные по технологии изготовления, что видно из названия, они обладают и непохожими свойствами.
![]() | ![]() |
Главная функция вибопрессованной - декор. Недостаток прочности и морозоустойчивости компенсируется эстетическими возможностями применения этого материала. Брусчатка, кирпич, волна, ракетка, соты - ассортимент представленных на отечественном рынке форм тротуарных плиток позволяет воплотить самые яркие и неожиданные идеи в организации ландшафтного пространства. К тому же на небольших предприятиях по Вашему заказу могут изготовить плитку практически любого цвета.
Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной. И связано это не только с иным, более долгим и сложным процессом созревания бетона, но и с применением вместо традиционного песка или щебня гранитной крошки и пластификаторов. Подобная плитка гарантирует десять лет безупречной службы. Однако при укладке необходимо обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода: это может привести к преждевременному разрушению покрытия. Материал хорошо переносит значительные нагрузки, поэтому используется даже при строительстве дорог.
Клинкерный кирпич
По своему составу представляет собой хорошо обожженную глину и обладает высокой прочностью. Его цвет варьирует между охристым, красным и синевато-черным. Это один из самых дорогих материалов. Кирпич - универсальный материал, кладка из него выглядит привычной, но специальный кирпич, например, синего цвета, даст более сильный эффект.
Дерево
В последние годы оно стало очень популярным покрытием. Древесина придает ландшафту "экологический" подтекст. Данный способ мощения декоративен, но естественно, уступает каменным и бетонным поверхностям в прочности и долговечности.
![]() | ![]() |
Подготовка основания
Основание дорожки должно быть правильно подготовлено - это обязательное условие долговечности покрытия. Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного "фундамента", укладка материала поверхности.
Первый этап, разметка линии дорожек в соответствии с ландшафтным проектом, - кропотливая, "ювелирная" работа, требующая идеальной точности. Границы прямых дорог намечаются нитками и колышками, сложных волнистых - любым светлым порошком (алебастром, песком).
Затем снимается грунт. Глубина закладки основания дорожки, иначе, толщина снимаемого слоя почвы зависит от многих факторов: типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки. Так, для автомобильной дороги необходима глубина не менее 50 см, а для пешеходной достаточно и 15-20 см. Также нужно решить: выше или ниже уровня поверхности земли будет находиться покрытие. Ландшафтные дизайнеры придерживаются в этом вопросе полярных точек зрения. Одни считают, что низкие дорожки смотрятся аккуратно и позволяют стричь газонную траву около бордюра, другие же утверждают, что в этом случае на дорожке будет неминуемо скапливаться дождевая вода.
Далее на утрамбованное дно траншеи кладется многослойный фундамент. Основной нижний слой - бетон или щебень. Жесткая цементная основа рассчитана на века. Положенными на нее садовыми дорожками сможете пользоваться не только вы, но и в будущем Ваши дети и внуки. Однако она дороже щебеночной и с большим трудом поддается изменению. А вот дышащая мягкая основа из щебня заменяется без труда, но срок службы покрытия не превышает 15 лет, по истечении которых возможны смещения и трещины.
Затем следует слой песчано-цементной смеси. Иногда между ними прокладывают слой геотекстиля - специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает необходимый дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им также и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт.
На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек, начинается "игра" с материалом. Для увеличения срока службы дорожек часто используются также водоотталкивающие покрытия: матовое, полуматовое либо блестящее. Им, как паркет лаком, покрывают дорожки, причем процедура повторяется каждый год.
Мягкие покрытия
Мягкие покрытия - это мелкие камни (галька, гравий и щебень), а также песок и мульча (кора, древесная щепа, скорлупа орехов). Преобладающим материалом для подобного рода мощения является мелкий натуральный камень: галька и щебень. Покрытия мягкого типа в отличие от брусчатки и плитки - насыпные. Они позволяют "разбрасывать" дорожки в произвольных направлениях, создавать площадки, не ориентируясь на величину плитки. Чем меньшей фракции материал, тем удобнее идти.
![]() | ![]() |
Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения - недолговечность и подверженность изменениям. Впрочем, непостоянство покрытия легко компенсируется. Для этого достаточно время от времени просто досыпать наполнитель.
Комбинированные покрытия
Это сочетание жестких и мягких покрытий в одной дорожке. Применяют его, во-первых, в эстетических целях: чтобы избежать монотонности. Если, например, нужно визуально сократить дорожку, ее разбивают площадками из материалов разных фактур, размера и цвета. Мелкая отсыпка служит органичным переходом от формованного бетона к живой зелени. Но есть и практическая цель: вдоль больших мощеных площадок галечная отсыпка играет роль дренажа (под ней можно спрятать и дренажную трубу). Иначе примыкающий газон размывался бы водостоком.
![]() | ![]() | ![]() |
Бордюр
Желательна отбивка дорожек бордюром чуть выше уровня или на одном уровне с плоскостью поверхности. Эта мера позволяет дополнительно укрепить дорожку. Однако стоит иметь в виду, что бетонные закладки в грунт нарушают циркуляцию грунтовых вод. Особенно страдают от этих "вторжений" растущие на участке большие деревья. Поэтому не стоит перегружать участок излишним количеством дорожек с плотным мощением. И еще одно условие долговечности дорожек: деформационные швы. Грунт подвижен и при жестком мощении, особенно на бетон, на длинной дорожке неизбежно появление трещин, Чтобы этого не произошло, через каждые 2-3 метра дорожку разделяют, например, поперечно уложенной деревянной доской, укрытой под верхним слоем покрытия. Такой способ обеспечивает необходимую подвижность и гибкость, исключая разрывы.
При использовании насыпных покрытий, например, гальки и мульчи, также целесообразно обрамлять дорожки по краям бордюром. В этом случае покрытие, во-первых, не расползается и, во-вторых, не зарастает травой. Бордюром могут служить, например, крупногабаритные гранитные бруски. Их цвет хорошо гармонирует с серой по тону галькой. Другая возможность - применить специальные профильные элементы. Их заглубляют в землю на один штык лопаты. Клинкерный кирпич также удобен при окаймлении насыпного покрытия. Бордюр будет особенно красив, если, как на снимке, кирпичи уложить в наклон, чтобы на поверхности они выступали зубцами.
![]() | ![]() |
Ландшафт может быть выполнен с применением одного или нескольких покрытий. Важно, по мнению профессионалов, помнить, что даже самая изысканная дорожка - неотъемлемая часть общего ландшафтного "организма". Поэтому при ее устройстве важно учитывать не только технические параметры участка и общую эстетическую концепцию, но и весь сценарий жизни владельцев.