Опалубка перекрытий
Создание потолочных перекрытий и пролетов является одной из самых сложных задач в строительстве, которая требует много умений и знаний практики. Ошибки, допущенные в процессе закладки фундамента, могут привести к материальным проблемам, а недочеты в обустройстве опалубки и заливке перекрытий могут быть катастрофическими. Поэтому на этом этапе используется большое количество ресурсов, времени и строительных материалов.
Основные узлы формы и опалубки железобетонных перекрытий
Процесс изготовления железобетонной плиты перекрытия отличается от создания фундаментной плиты одним небольшим нюансом. В отличие от фундаментной плиты, конструкция из арматуры и бетона отливается на значительной высоте над уровнем пола.
В конструкцию опалубки входят три основных элемента:
- Собственно сама форма, собранная из металла, пластика, деревянных плит, досок, достаточно прочная, чтобы удержать без прогибов и деформации массу арматуры и бетона толщиной 150-180 мм;
- Система армирования или арматурный каркас;
- Стойки для опалубки, удерживающие ее каркас в определенном положении в течение всего времени застывания бетона.
Для самодельных вариантов конструкции применяется система из горизонтальных брусьев сечением 100х150 мм, уложенных с шагом 40-60 см на вертикальные стойки из дерева или металла. Поверх брусьев настилается фанера, ламинированная плита ДСП или любой другой материал, способный удерживать жидкую массу бетона. Если палуба изготавливается набивкой доски, на ее поверхность обязательно необходимо уложить полиэтиленовую пленку или рулонный гидроизоляционный материал, удерживающий влагу от просачивания.
По периметру плиты устанавливается бортик на высоту 200-250 мм. Практически всегда часть опалубки вынесена на верхнюю торцевую поверхность стен, тем самым часть нагрузки перераспределяется на стены здания. Арматурные прутки укладываются в форму в два слоя и перевязываются с арматурой стен. После бетонирования стойки, удерживающие опалубку, проверяются на вертикальное положение и при необходимости выравниваются и подправляются.
Наиболее распространенные конструкции опалубки перекрытий
Универсальным элементом, использующимся во всех типах опалубки, является система опор и стоек. Для изготовления пролетов и перекрытий длиной до 6 метров чаще всего используются телескопические опоры. Конструктивно они представляют собой стальные трубчатые штанги, установленные на трехлапых опорах, в верхней части смонтирована опорная площадка, обеспечивающая надежную фиксацию балки или бруса.
Для больших объемов строительства используется объемная опалубка перекрытий, по конструкции она практически идентична системе лесов, используемых при отделке фасадов зданий. Система опор представляет собой набор стандартных вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными ригельными балками, подкосами и распорами. Благодаря объѐмной конструкции опоры обладают высокой несущей способностью и устойчивостью, что позволяет устанавливать форму и отливать перекрытия на значительной высоте.
Самыми распространенными конструкциями опалубки для отливки перекрытий являются:
- Комбинированные системы, в которых тело перекрытия образуется отливкой бетона в разборные стандартные формы с закладными элементами. После схватывания бетона и демонтажа элементов конструкции в плите перекрытия образуются пустоты и полости, облегчающие вес отливки;
- Несъемные конструкции опалубки. В отличие от предыдущих, часть элементов остается в бетоне после его застывания на протяжении всего срока эксплуатации;
- Стандартные разборные системы, по конструкции и устройству практически идентичные опалубке фундамента.
Несъемные типы опалубки
Самая простая система несъемной опалубки представляет собой конструкцию из листов профнастила марки «Н» с высотой профиля 50-60 мм. Из профилированного листа изготавливается дно формы. Таким образом, монолитное перекрытие с несъемной опалубкой получается легким и прочным за счет сформированных в опалубке ребер жесткости.
Комбинированные системы опалубки
Ярким примером комбинированной системы является сборно-монолитная плита. В отличие от обычных схем, в данном случае конструкция собирается из пустотелых блоков, отлитых из керамзитобетона. Уложенные на опорные балки, блоки удлиненной формы образуют каркас, опирающийся на систему профилей. В пространство между блоками закладывается арматурный каркас и заливается бетоном класса не ниже В 25. В отдельных случаях поверхность плиты может армироваться стальной сеткой, уже через трое суток боковые элементы системы можно удалять, а плиты перекрытия подвергать 50% нагрузке. Преимуществами подобного рода комбинированной схемы являются дешевизна в случае использования для обустройства пролетов менее четырех метров длиной, высокая технологичность и отсутствие потребности в кранах, подъемном оборудовании.
Не менее эффективной является комбинированная система с использованием закладных элементов из пенополистирольного материала. В этом случае в основание опалубки укладываются треугольные железобетонные фермы, а пространство между уложенными элементами заполняют закладными плитами из пенополистирола. После укладки поверх блоков арматурной сетки плита перекрытия покрывается слоем бетона толщиной не менее 5 см. В отдельных случаях вместо стальной сетки укладывается фибровый материал из стальных волокон и подвергается щадящему торкретированию жидким бетоном класса В25. Такая плита практически не уступает по прочности монолитному перекрытию, но вдвое легче и дешевле в производстве.
Заключение
Особое внимание при сборке опалубки уделяют качеству бетона и плотности заполнения формы. Чтобы избежать неравномерного осаживания арматурного каркаса внутри отливки, арматуру могут фиксировать предварительными или порожковыми слоями, залитыми по периметру плиты. Как правило, подобный прием используется для усиления краев и предупреждения возможного растрескивания бетона в местах соединения со стенами.