Оборудование для бетонных работ
В течение последних двух лет, в условиях строительного бума, рынок оборудования для бетонных работ (особенно для устройства промышленных полов) постоянно растет. Новые поставщики и бренды появляются, а старые улучшаются. Это делает трудным для компаний, которые впервые создают парк оборудования для бетонных работ, сделать разумный выбор.
Двухроторные бетоноотделочные машины
Естественно, каждый дилер представляет свое оборудование как самое лучшее, надежное и знаменитое. Данный обзор представляет собой возможно первую попытку систематизировать информацию об имеющихся на российском рынке оборудования для бетонных работ двухроторных бетоноотделочных машинах. Несмотря на то, что автор обзора – лицо явно заинтересованное, он претендует если не на полноту, то, во всяком случае, на относительную объективность.
Главная сложность состоит в том, что в любом случае данный обзор будет рассматриваться в качестве рекламного материала со всеми вытекающими из этого ограничениями, накладываемыми российским законодательством. Мы не можем прямо указывать на недостатки конкретных моделей бетоноотделочных машин конкретных производителей или делать выводы в результате прямого сравнения. Только поэтому (а не из-за невозможности конкретизации) все негативные выводы сделаны в максимально обобщенном «обезличенном» виде, а все позитивные – с прямым указанием на тех, кто лучше, и без обсуждения тех, кто хуже.
Другая сложность состоит в необычайной закрытости российского рынка оборудования для бетонных работ. Даже та информация, которая на взгляд автора могла бы способствовать продвижению товара, часто «законспирирована», так что сослаться на открытые источники нет возможности и приходится ограничиваться фразами типа «нет данных», «не сообщается» и т.п.
Естественно, невозможно описать все двухроторные бетоноотделочные машины, присутствующие на нашем рынке, поэтому автор ограничивается рассмотрением тех торговых марок, ниша которых в общем объеме продаж по его мнению значительна и заранее извиняется перед другими дилерами, которые, возможно по праву, считают свой вклад в рынок оборудования для бетонных работ ничуть не менее весомым.
Общий обзор оборудования для бетонных работ
В укрупненном виде, рынок оборудования для бетонных работ в секторе двухроторных бетоноотделочных машин можно условно разделить на четыре сегмента:
- оборудование производства США;
- оборудование канадского производства;
- оборудование европейских производителей;
- оборудование производства стран СНГ, Турции и Азии.
Оборудование для бетонных работ – Оборудование производства США Оборудование для бетонных работ – Канадское производство Оборудование для бетонных работ – Европейские производители Оборудование для бетонных работ – Бетоноотделочная машина Оборудование производства США, по мнению автора, является наиболее соответствующим с технической точки зрения реалиям российского рынка. При его производстве практически не используются пластмассовые детали, все узлы и агрегаты (элементы передач, рычаги и рукоятки управления и т.п.) выполнены достаточно массивно и с большим запасом прочности. Учитывая невысокую производственную культуру наших рабочих-строителей, это - важные факторы безотказной работы оборудования для бетонных работ в процессе устройства промышленных полов. Кроме того, благодаря выгодному курсовому положению американского доллара по отношению к европейским валютам, производители США могут предложить существенно более выгодные цены (если, конечно, сравнивать машины с примерно одинаковыми техническими характеристиками и комплектациями).
Автор имеет слишком разные (к тому же сугубо конфиденциальные) отзывы об эксплуатации двухроторных бетоноотделочных машин канадского производства, чтобы на них можно было опираться. Объективно можно сказать только то, что самое выгодное положение канадского доллара по сравнению с другими валютами позволяет дилеру предлагать достаточно низкие цены на некоторые модели машин.
Двухроторные бетоноотделочные машины европейского производства имеют на российском рынке несомненный авторитет. Однако оборудование для бетонных работ, выполненное исходя из европейских представлений о культуре производства, часто не выдерживает «нежных» рук российских строителей. Кроме того, высокий обменный курс Евро приводит к тому, что европейское оборудование оказывается заметно дороже сопоставимого американского. Известны достойные модели (не будем показывать пальцем), которые произведены в США и раскрашены в европейские цвета (и, соответственно, цены).
Что касается четвертого сектора оборудования, то автор не имеет положительных отзывов о его эксплуатации (но отнюдь не утверждает, что таких отзывов нет). Единственный безусловный козырь данного сектора это рекордно низкие цены.
Модельный ряд оборудования для бетонных работ
Среди строителей существуют разные мнения относительно комплектации парка оборудования для бетонных работ. Одни предпочитают иметь бетоноотделочные машины различных производителей, получая от каждого из них то лучшее, что он может предложить. Другие ориентируются на ценовую политику поставщиков в момент покупки и выбирают среди похожих по техническим характеристикам машин самую дешевую. Третьи стремятся полностью укомплектовываться оборудованием одной торговой марки.
Автор, признавая право каждого поступать по собственному разумению, тем не менее, уверенно рекомендует третий путь, преимущества которого достаточно очевидны.
Во-первых, это унифицированный перечень взаимозаменяемых расходных материалов и запасных частей.
Во-вторых, это единая база для технического обслуживания и ремонта техники.
В третьих, это специальные нестандартные условия продаж, которые с радостью предоставит любой поставщик своему постоянному «эксклюзивному» партнеру.
Если исходить из данных предпосылок и учитывать перспективы дальнейшего расширения российского строительного рынка и роста собственной компании, подрядчикам логично ориентироваться на тех производителей, которые предлагают наиболее полный модельный ряд двухроторных бетоноотделочных машин, включая те модели, прямой необходимости в приобретении которых в данный момент нет. Ниже без комментариев приведен обзор модельных рядов различных производителей, исключительно исходя из имеющегося в Интернете предложения соответствующих дилеров. Ставя прочерк напротив любой из моделей, автор утверждает не то, что такой модели нет, а лишь то, что такая модель им не была найдена на сайте дилера и будет признателен за любую информацию, которая позволит сделать таблицу более полной и достоверной.
Такие несомненные удобства как вариатор, гидравлический привод узла управления движением, электромеханический, электрогидравлический и/или синхронизированный привод механизма изменения угла наклона лопастей, по мнению автора не относятся к функциональным особенностям модельного ряда и будут рассмотрены в разделах, посвященных техническим характеристикам и комплектации бетоноотделочных машин различных производителей.
Основные технические характеристики
Систематизация технических характеристик двухроторных бетоноотделочных машин, как это ни странно, является наиболее сложной задачей. Причиной тому является отсутствие у дилеров единого подхода и единой терминологии. По мнению автора, наиболее существенными характеристиками таких машин являются мощность двигателя, тип привода (механический или гидравлический), максимальная частота вращения роторов, количество лопастей на каждом роторе, наличие вариатора скорости и усиленных редукторов у машин с механическим приводом. Под усиленным редуктором понимается узел с существенно большими размерами элементов червячной пары и подшипников чем на базовой модели.
Необходимо обратить особое внимание на тип привода. По российской традиции выдавать желаемое за действительное, часто гидравлическими у нас называют бетоноотделочные машины с гидравлическим приводом узла управления движением (джойстиками). Однако данный узел представляет собой аналог гидроусилителя руля в автомобиле, тогда как гидравлический привод – это принципиально иной способ передачи энергии от двигателя к роторам т.е. трансмиссия. Наиболее уязвимыми местами двухроторных бетоноотделочных машин являются редукторы и ведомая часть узла привода. С увеличением размеров и веса машин нагрузка на эти узлы резко возрастает и при весе свыше 600-700 кг вероятность возникновения в них систематических неисправностей становится слишком высокой. Именно по этой причине мощные бетоноотделочные машины снабжаются независимыми гидромоторами, непосредственно приводящими в движения роторы без каких-либо механических элементов передач. По этой же причине установку гидравлического привода на оборудовании для бетонных работ малого класса (2*900 мм) автор считает абсолютно нецелесообразной т.к. в этом случае усложнение (и удорожание) оборудования для бетонных работ существенно не сказывается на его надежности, а, возможно, сказывается отрицательно. Что же касается хваленых джойстиков, то этот замечательный и очень удобный для оператора узел рассматривается автором исключительно в качестве примера «богатой» комплектации бетоноотделочной машины.
Еще один существенный момент касается мощности двигателя. Экономические соображения вынуждают производителей выпускать, а дилеров завозить двухроторные бетоноотделочные машины среднего класса (2*1200 мм с механическим приводом) с маломощными двигателями. С ценовой точки зрения такие машины, безусловно, привлекательны. Однако следует помнить, что снижение мощности двигателя неизбежно приводит к снижению производительности, надежности и эффективности отделки промышленных полов. В результате, надеясь получить от машины 2*1200 мм существенно большую отдачу, чем от машины 2*900 мм, подрядчик получает прямо противоположный результат. Личное мнение автора состоит в том, что если Вы обдумываете приобретение машины 2*1200 мм с двигателем такой же мощности, что устанавливается на машинах 2*900 мм, то последняя будет гораздо более разумным приобретением (да и стоит дешевле).
Комплектация и стоимость
Очевидно, помимо основных технических характеристик при сравнении стоимостных характеристик машин необходимо сопоставить, какую комплектацию подразумевает «прайсовая» цена того или иного оборудования для бетонных работ. Часто бывает, что бетоноотделочная машина, изначально выглядящая существенно дешевле, может оказаться в итоге дороже своего конкурента после того, как будет укомплектована аналогично.
К удивлению автора, большинство дилеров не указывают на своих сайтах цены на машины, поэтому, несмотря на то, что данная информация никак не может быть коммерческой тайной, он не считает себя вправе публиковать ее без разрешения владельцев и просит заинтересованных лиц обращаться к первоисточникам.
Сервис, гарантии, техническая поддержка, комплектующие и запасные части
Получить объективную информацию в области технического обслуживания оборудования для бетонных работ практически невозможно – «каждый кулик свое болото хвалит». Автор сделал попытку провести анализ ситуации на основании косвенных признаков, которые были выбраны следующим образом.
1. Основным фактором, влияющим на способность компании поддерживать серьезный склад запасных частей, производить квалифицированную диагностику и устранение неисправностей, автор считает продолжительность поставок этой компанией двухроторных бетоноотделочных машин. Такая продолжительность, по мнению автора, должна быть не менее трех лет при объеме не менее 10-15 машин в год. Только в этом случае имеется достаточная статистическая база и серьезный опыт технического обслуживания и ремонта техники, невосполнимый никакими стажировками специалистов у производителя.
2. Не меньший по важности фактор, на взгляд автора, это предложение дилером процедуры регламентного технического обслуживания приобретенного оборудования.
3. Третьим по важности фактором автор считает наличие в свободном доступе (в Интернете) всей технической документации на предлагаемое оборудование для бетонных работ, включая инструкции по эксплуатации, регламенты технического обслуживания и, в особенности, спецификации запасных частей (все, естественно, на русском языке). Только в этом случае любой владелец оборудования, даже находясь на Дальнем Востоке, сможет за считанные минуты получить всю необходимую ему информацию. Кроме того, учитывая специфику продукта, владелец часто не может обратиться в сервисный центр дилера и ему необходимо четко назвать каталожные номера деталей и узлов в которых возникли неисправности.
4. Четвертым фактором автор считает открытое опубликование информации о наличии в реальном времени основных запасных частей и комплектующих на складе дилера.
5. Пятый фактор, по мнению автора, это наличие полной базы данных проданных двухроторных бетоноотделочных машин, когда дилер принимает на себя обязательство по серийному номеру машины выдать полные данные об ее продажах, перепродажах и имевших место неисправностях. Данная услуга особенно важна для покупателей, приобретающих оборудование для бетонных работ на вторичном рынке.
6. И последний фактор, это наличие увеличенной гарантии на наиболее уязвимые узлы двухроторных бетоноотделочных машин – редукторы. Хотя такой подход и может быть продиктован чисто коммерческими соображениями, он свидетельствует об уверенности дилера как в самом оборудовании, так и в качестве своего сервиса.
И как теперь выбирать?
Ниже следуют рекомендации по выбору двухроторной бетоноотделочной машины, которые, естественно, отражают личное мнение автора и никоим образом не претендуют на истину в последней инстанции.
1. Отдавайте предпочтение оборудованию для бетонных работ американского производства.
2. Отдавайте предпочтение производителям с «длинным» модельным рядом.
3. Учитывая, что:
а) двухроторные бетоноотделочные машины достаточно дороги,
б) данные машины достаточно сложны в исполнении и даже у лучших мировых производителей имеют слабые места,
в) опыт производства, продаж, технического обслуживания и ремонта таких машин у СНГо-азиатских производителей и дилеров только нарабатывается, можно посоветовать отечественным строителям (опираясь на сугубо личную точку зрения и личный опыт) подождать с покупками в этом сегменте рынка 5-7 лет, необходимых для решения всех неизбежных проблем роста. Хотя следует отметить, что компания OSCAR предлагает длинный модельный ряд оборудования, оснащенного двигателями со значительным запасом мощности, и давно работает на российском рынке, следовательно, имеет опыт продаж, технического обслуживания и ремонта.
4. При покупке двухроторных бетоноотделочных машин малого класса, отдавайте предпочтение механическому приводу, а большого класса – гидравлическому. НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ МОРОЧИТЬ СЕБЕ ГОЛОВУ – джойстики могут означать не гидравлический привод, а только гидравлическое управление. Машина с механическим приводом (пусть даже и «при джойстиках») должна стоить процентов на 20-30 дешевле своего «гидравлического одноклассника».
5. При покупке машин с механическим приводом наличие вариатора и усиленных редукторов является предпочтительным.
6. Старайтесь не покупать машины большего класса с двигателями от машин меньшего класса (например, машины 2*1200 с двигателем 20-24 л.с.), как бы ни была привлекательна цена – результат «превзойдет» все ожидания.
7. При покупке машин с вариатором (гидромоторами) отдавайте предпочтение высокооборотным (160-180 об./мин.) т.к. наличие преобразователя момента (гидромоторов) делает их эффективными на любых оборотах и под различной нагрузкой, а при финишной отделке чем больше значение максимальных оборотов, тем лучше. При покупке машин без вариатора (гидромоторов) отдавайте предпочтение «средним» значениям максимальных оборотов роторов (135-145 об./мин.) т.к. низкооборотные машины малоэффективны при финишной отделке, а повышение максимальных оборотов при отсутствии вариатора (гидромоторов) чревато потерями в крутящем моменте, что особенно печально при работе дисками.
8. Получите у дилера четкие и однозначные ответы по всем позициям, озвученным автором в разделе, касающемся сервиса. Помните, что при отсутствии внятной технической документации любые заверения о высочайшем классе ремонтных специалистов выглядят нелепо – они что, читают по звездам?
9. Если у Вас остались сомнения в отношении стоимости, четко сопоставьте комплектации сравниваемых моделей. Такие узлы как спрей или транспортировочная тележка - это не опции, а производственная необходимость, и, следовательно, скрытое увеличение цены. Как известно, «скупой платит дважды».
Одновременно, автор благодарит Дмитрия Позднеева за высказанные им конструктивные критические замечания и предоставленную дополнительную информацию.
По материалах ООО Комфорт Строй