Новые окна в старых домах.
Дореволюционные здания - в основном деревянные с деревянными перекрытиями и стенами под штукатуром. Имеют особенность: различие (иногда значительное) размеров оконных блоков и проемов. При строительстве брус устанавливался в проем, в который вставлялся оконный блок. Штукатурные откосы были установлены выше бруса.
Старые дома можно разделить на несколько типов:
За долгие годы старая древесина под потрескавшимся слоем штукатурки постепенно изгнивает, а местами превращается в труху. При демонтаже окон штукатурные откосы приходится разбивать, а деревянный короб разбирать. В результате образуется проем, в котором не к чему крепить оконный блок. В этом случае установка оконных блоков предусматривает предварительную установку деревянного короба, который крепится к стенам на длинном крепеже. Стены домов, построенных после революции, как правило, выполнены из кирпича, а затем отделаны штукатуркой. Ею же сформированы откосы, причем под толстым слоем раствора зачастую скрыт всё тот же доборный брус. В результате демонтажа старых окон в таком доме получается проем, где периметры наружной части проема значительно меньше, чем внутренней, и размеры окон, полученные по замерам наружной четверти, будут явно заниженными. Демонтаж подоконников также преподносит "сюрпризы": иногда под деревянной доской подоконника оказывается десяток сантиметров пакли или другого заполнителя. Часто это было связано с тем, что во время реставрации в старых домах поднимали пол, а значит, и окна. Высоту оконных блоков приходилось уменьшать, а подоконники поднимать всеми доступными на то время способами. Естественно, при демонтаже паклю надо удалять, а проем закладывать кладкой, к которой можно монтировать оконные блоки. Не менее впечатляющие каверны оставляет после себя демонтированный каменный или бетонный подоконник. Как правило, он только сверху имеет ровную поверхность, а снизу это необработанный массив камня или глыба бетона. Кроме того, в старых домах с широкими стенами подоконники имеют ширину порядка 50-60см, соответственно их масса достигает удивляющих значений. Такие подоконники, (если их не предполагается сохранить как историческую ценность) приходится раскалывать на части и сдергивать на тросах. Общая проблема старых домов в том, что после снятия старых окон проем оказывается непригодным к установке новых: крепить рамы к облицовке нельзя, поэтому приходится разбивать штукатурку до стен. Результаты бывают ошеломляющими: оригинальный оконный проем может не соответствовать выполненным замерам с разницей более 20 см! И если монтажный шов шириной до 10 см можно заполнить монтажной пеной (это не слишком удачный, но допустимый вариант), то при больших зазорах проем необходимо подгонять под размеры окон. Сделать это можно, например, с помощью дополнительной кирпичной кладки. Несоответствие размеров окон и проемов в "сталинских" и более ранних домах - явление обычное. И если первые оконные блоки для них собирали в мастерских по размерам, то позже, с развитием индустриального домостроения, окна стандартизировали с шагом в 10 см. Причем, если проём в "доиндустриальном" доме был меньше стандартного окна хотя бы на 0,5 см, задача переостекления решалась не расширением проема, а установкой стандартного окна меньшего размера. Образующиеся щели забивали подручными средствами - от доборного бруса до пакли, а затем закрывали штукатуркой. Кирпичные дома, строящиеся уже по определенным стандартам, по части замены окон - гораздо приятнее, хотя это тоже не самый простой фронт работы. Здесь нюансов меньше, и все же: вместо завершающего слоя кирпича в нижней части проема вполне может быть положен слой раствора такой же толщины. При демонтаже окон раствор частично или полностью выпадает, а значит, снова приходится использовать кирпичи и раствор. Кроме того, в таких кирпичных домах в процессе извлечения из проемов старых окон зачастую начинают разрушаться наружные откосы (четверти). По прошествии десятилетий со времени их отделки, материал теряет прочность, и лучше сделать новые откосы, чем реставрировать старые. Иногда окно стоит на доборном брусе, а отлив монтируется к нижней раме оконного блока под большим углом. Замерщик снимает наружный размер по отливу, а при демонтаже окна вместе с отливом и доборным брусом монтажники получают больший размер проема по высоте. В такой ситуации хозяин должен указать замерщику, надо ли ему мерить окна с учетом потенциального увеличения проема или проем будет поднят к высоте прежнего окна. Наиболее предсказуемая ситуация - с типовыми панельными домами. Там величина четверти является стандартной, заведомо известной величиной. Выполнены четверти из того же материала, что и стеновая панель. Здесь - наименьшее количество "сюрпризов" при монтаже окон. * * * Возвращаясь к особенностям монтажа в старых домах, мы еще раз повторим: произвести точные замеры проемов в старых домах и предугадать все вышеописанные нюансы практически невозможно. Проемы везде разные, и судить обо всех проемах по одному открытому в результате предварительного демонтажа, сложно. Хотя, после такого демонтажа, картина в общем становится ясна, и точность замера, конечно, возрастает. Для еще большей точности надо понимать, что каждый проем может иметь свои особенности, открывающиеся взгляду только непосредственно во время извлечения окна. С другой стороны, одинаковые по конфигурации окна, выходящие на один фасад, все равно должны быть одинаковыми по размеру. Поэтому, даже имея точные размеры всех проемов, заказчик усредняет размеры окон и, соответственно, допускает вариации в соответствии оконного блока проему. Хозяевам квартир в старых зданиях необходимо учитывать, что при замене окон проёмы либо придется дорабатывать, либо - для выполнения точных замеров - нужно демонтировать все окна. Второй вариант наиболее удобен для производителей и монтажников, а для заказчиков приемлем только в необжитых помещениях в отсутствие морозов, когда достаточно закрыть проемы эрзац-окнами из нескольких слоев полиэтилена, натянутого на каркас из бруса. Отделка в таких помещениях может продолжаться без перерыва. С другой стороны, все вышеописанные сложности рождены задачей сделать окна максимально большими, исходя из размеров проема. Соответственно, чем ниже важность этой задачи, тем меньше сложностей на пути. При любом варианте заказанные окна будут НЕ меньше старых. И опять-таки, учитывая, что окна квартиры не могут существенно отличаться от соседских, мы в данном случае говорим о вариациях в 5-15см. Отдельно стоит упомянуть вопрос замены окон в старых зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Помимо всё той же проблемы с размерами проёмов, для которых окна изготовлялись индивидуально, существует еще один нюанс - сохранение общего внешнего облика здания. Это одна из важнейших задач, стоящих перед производителем. То есть, помимо выполнения основных своих функций - сохранения тепла, обеспечения звукоизоляции, удобства вентиляции и других, новые окна должны как можно меньше отличаться от старых. Дома разных архитектурных стилей, как правило, имеют окна необычной формы - арочные, круглые, эллипсовидные, в виде сильно вытянутых прямоугольников. Часто они разделены переплетами на множество секций. В этом случае используют фальш-переплеты, позволяющие имитировать конструкцию старинного окна. Важным моментом является сохранение общей цветовой гаммы зданий. Как правило, переплеты изготовлены из дерева, и цвет варьируется от светло-коричневого до темного, почти черного. Деревянные евроокна, выполненные "под старину" и окрашенные защитными и декоративными составами, прекрасно смотрятся на фасадах зданий и при этом отлично выполняют тепло- и шумоизоляционные функции. Подводя итог всему вышеизложенному: В любом случае опытная компания-производитель в лице замерщика старается учесть и предусмотреть все вышеперечисленные особенности старых домов и найти оптимальное решение. От заказчика требуется, как обычно, ясное понимание того, какие размеры окон он хочет получить с учетом вышеописанных возможностей и ограничений. | Материал предоставлен компанией Царь-Окна - деревянные окна из сибирской лиственницы и сосны |