Лицензирование строительства. Государственная лицензия или самоконтроль: чего хотят строители?
В стране начиная с прошлого месяца всё время обсуждают необходимость использования лицензий для строительства. Люди, которые против лицензий, предлагают различные варианты их замены. Например, 22 января на заседаниях в Госдуме, разработчики законопроекта о саморегулировании в строительстве представили свои идеи.
Руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров считает, что законопроект может быть поддержан и принят в окончательном чтении в весеннюю сессию.
Напомним, что в строительной отрасли существует три лицензируемых вида деятельности: проведение инженерных изысканий, проектирование и строительство зданий и сооружений. В список работ, которые подлежат обязательному лицензированию, входят строительно-монтажные, в том числе общестроительные, отделочные, санитарно-технические, специальные и монтажные работы, а также работы по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочные работы и выполнение функций заказчика застройщика.
В России лицензирование как разновидность разрешительной политики государства впервые появилось в 1811-1812 годах, в период так называемой континентальной блокады. В то время предпринимателям стали выдавать лицензии для торговли с Англией, у которой тогда была ограничена внешнеторговая деятельность из за конфликта с Францией. Во второй раз о введении лицензирования заговорили лишь после перестройки, и только 8 августа 2001 года был наконец принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Запуская механизм лицензирования, чиновники рассчитывали, что это гарантирует высокое качество строительных услуг. Однако после нескольких лет существования системы правительство установило, что она не защищает рынок от недобросовестных строителей, поскольку даже незаконные способы получения такой лицензии не слишком дороги. К тому же, по мнению законотворцев, получение лицензии - это искусственный барьер, мешающий развитию рыночной экономики. В связи с этим с 1 января 2007 года было решено отменить лицензирование в строительстве.
Решение правительства вызвало волну протестов среди широких слоев населения. И вот новый год наступил, а лицензии остались. Надолго ли?
Юрий Серов, директор Федерального лицензионного центра при Росстрое России (челябинский филиал):
- В рыночных условиях основание для любой деятельности - это максимальное извлечение прибыли. И некоторые чиновники утверждают, что лицензирование мешает строителям эту прибыль извлекать, что оно является камнем преткновения в системе отношений между производителем и клиентом. С одной стороны, это действительно порог, но он защищает строительный рынок от вхождения на него нелегитимных и недееспособных организаций, и поэтому необходим.
Если бы не было лицензирования, строители бы жили по обычным рыночным законам: каждый строил, как хотел, и продавал за сколько ему угодно. Однако строительство специфическая отрасль; от его качества напрямую зависит жизнь и здоровье всех граждан страны без исключения. И без государственного регулирования здесь не обойтись.
Сегодня в перечень требований, которые предъявляются к организации, получающей лицензию, входят: наличие квалифицированных кадров, качественных материальных фондов и выполнение законодательства. Также каждые пять лет сотрудники строительной компании должны проходить переквалификацию - это тоже находится под контролем нашего центра. Требования жесткие, но большинство строителей их поддерживают и относятся к лицензированию положительно.
Лицензия - это как паспорт для человека. Она создает компании положительный образ; без нее очень сложно участвовать в торгах, тендерах - никто не воспримет всерьез. Если государственное лицензирование все таки отменят, нужно будет вводить другой механизм, выполняющий эти функции. Был проект создания так называемых технических регламентов, в которых должны были быть описаны все строительные нормы. Однако они до сих пор не составлены.
Что такое "саморегулируемые организации" и как они должны функционировать, точно не знает никто. Есть опасения, что они могут монополизировать строительную отрасль и полностью задушить малый и средний бизнес. А потому к их созданию нужно относиться с крайней осторожностью.
Революционные методы сегодня неуместны - законодатели это понимают, и пока новый механизм контроля строительной сферы не сформирован, лицензии никто отменять не будет. Новый срок, в который должна произойти отмена, отодвинут на 1 июля 2007 года, но, по моему мнению, пройдет не менее пяти лет, прежде чем это состоится.
Разделяют ли мнение Росстроя сами строители? Чем для них является лицензирование: бюрократическим препятствием или элементом создания нужного имиджа?
Эдуард Киреев, директор ООО "ПСК "Стройград":
- Это очень правильно, что все строительные работы лицензируются, и я очень рад, что лицензии пока не отменили. Особенно они важны в области многоэтажного строительства. Надеюсь, отмены не будет, ведь только при контроле государства можно быть уверенным, что у нас будет хотя бы небольшой "набор" квалифицированных специалистов.
Я не верю, что лицензию можно купить или получить каким-то другим незаконным способом - по крайней мере, с тех пор, как этим занимается Росстрой. Наша компания получала лицензию уже несколько раз, и я могу утверждать, что это достаточно сложная, длительная, требующая внимания процедура. Шесть наших специалистов и я в том числе потратили 60 часов на занятия на кафедрах Южно-Уральского госуниверситета - и всё для того, чтобы пройти переквалификацию и обновить лицензию. Ходить на эти занятия было даже интересно: я освежил свои знания и посмотрел на многие вещи под другим углом.
Нецелесообразно изобретать новый механизм регулирования строительной деятельности, потому что и этот работает вполне нормально. А то, что у нас развелось много недобросовестных строителей - так в этом система лицензирования не виновата, они все равно работают без лицензии.
В настоящее время в проектно изыскательской и строительной сферах в нашей стране работает более 206,5 тысячи организаций и частных предпринимателей, имеющих лицензии. Из них более 700 иностранные. В 2006 году Росстрой выдал почти 72,8 тысячи лицензий, и с каждым годом их количество растет - лицензии пользуются у строителей всё большей популярностью.
По словам руководителя Федерального агентства по строительств у и ЖКХ (Росстрой) Сергея Круглика, необходима тщательная проработка всех факторов, которые могут повлиять на строительную отрасль в связи с отменой лицензирования: "Важно не допустить возникновения правового вакуума и снижения качества и безопасности в строительстве".
На сегодняшний момент работа по созданию альтернативного механизма регулирования строительства далеко не завершена: в связи с этим целесообразнее всего сохранить на некоторое время государственное лицензирование в отрасли. Недавно президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ". Лицензирование строительства в нем продляется до 1 июля 2007 года, а что будет дальше, покажет время.
Маргарита Тронягина Журнал "Строительные материалы и услуги" (Екатеринбург)