Конструкция секционных (откатных и распашных) ворот: сравнение габаритных размеров гаражных ворот
Главным фактором при выборе ширины гаражных ворот является радиус поворота автомобиля, ближе к зоне въезда он будет, тем больше будет ширина ворот. Обычно изготавливают секционные складные ворота из металла или древесины или используют сочетание этих двух материалов.
Важно, чтобы ворота внешне хорошо сочетались с ограждением. Лучше всего использовать аналогичные материалы и элементы декорирования, за исключением тех случаев, когда ограда выполнена из бетона, кирпича или камня. При проектировании конструкции секционных складных ворот обязательно учитывают условия подъездного пути: рельеф местности, ширину проезжей части, прилегающей к дачному участку, и т. д.
Помните также, что сначала определяют ширину зоны для въезда и выезда автомобиля и только потом устанавливают ворота, а не наоборот.
Габариты ворот обычно подбирают в соответствии с высотой ограждения или делают немного выше, но не более чем на 60 см. Остальные размеры только ухудшат общий вид ограждения, какими бы красивыми и презентабельными ни были сами ворота и элементы ограды.
Главным параметром при выборе ширины гаражных ворот является радиус поворота автомобиля. Соответственно, чем ближе проезжая часть к зоне въезда, тем больше получится ширина ворот. Если место въезда и выезда достаточно просторное, то ширину можно сделать 3-4,5 м, в зависимости от габаритов легкового или грузового транспорта. Если же пространство для проезда автомобиля небольшое, то ширину лучше определить опытным путем. Для этого пробуют несколько раз заехать на участок и выехать из него. В местах пересечения колеи и линии ворот добавляют по 20-30 см — для опытных водителей этого вполне достаточно. Однако для полной уверенности, особенно если вы владеете крупногабаритным грузовым автомобилем, лучше увеличить общую ширину ворот на 1 м.
Для дачных домов, расположенных в глубине участка, в целях пожарной безопасности рекомендуется устанавливать ворота шириной не менее 4 м независимо от наличия и типа транспортного средства. Так вы обеспечите беспрепятственный подъезд пожарным машинам.
Конструкция металлических распашных ворот
Распашные ворота имеют самую простую конструкцию, которая обычно состоит из трех стоек, двух створок ворот и калитки. На небольших участках, где нет возможности для отдельной установки калитки, ее встраивают в одну из створок либо уменьшают ширину одной створки.
Например, если общая ширина въезда равна 3,5 м, то одну створку можно сделать шириной 1,2 м и использовать в качестве калитки, а другую — 2,3 м и открывать, только когда требуется заехать или выехать на транспорте.
Конструкция распашных металлических ворот может быть съемной, когда штырьки навесов «смотрят» в одну сторону, и несъемными, когда штырьки «смотрят» друг на друга. Штырьковую часть навеса допустимо устанавливать как на стойках, так и на створках ворот.
Основные недостатки распашных ворот:
- Слишком большое пространство от нижней части створок до уровня земли (10-15 см) — прекрасная лазейка для животных (уменьшать расстояние не рекомендуется, поскольку зимой пользоваться воротами станет затруднительно).
- Невозможность установки ворот на рельефных участках из-за значительного перепада высот по оси расположения ворот и калитки.
- Сложность в автоматизировании.
Конструкция откатных ворот
Откатные ворота представляют собой усовершенствованный вариант сооружения для выезда и въезда автотранспорта. В отличие от распашных ворот в этой конструкции зазор между землей и нижним краем створок минимален, поэтому ее можно устанавливать на участках с любым рельефом.
К тому же эти ворота более просты в автоматизировании. Откатные ворота бывают подвесными, на рельсах и на консолях, как с одной створкой, так и с двумя. Они безупречны в эксплуатации в любое время года, не ограничивают обзор водителя при выезде и въезде автомобиля и не требуют дополнительной площади для распахивания створок.Существенные недостатки откатных ворот:
- Обязательное наличие места для зоны отката.
- Сложность в вычислении конструкционных элементов и непростой монтаж, требующий определенных знаний и навыков (все этапы от проектирования до пуска в эксплуатацию желательно доверить профессионалам).
Подвесные откатные ворота состоят из стоек, верхней опорной балки, балки направляющей, системы роликов или кареток и одной или двух створок. Перед установкой такой конструкции подготавливают место отката вдоль линии ограждения. Если ворота состоят из одной створки, то откат делают с одной стороны от будущих ворот, если из двух створок, то с обеих сторон. Например, при ширине гаражных ворот 4 м для одностворчатой конструкции организуют зону отката, равную 4 м, с левой или правой стороны ограждения. Для двустворчатой — по 2 м с обеих сторон. Кроме того, двустворчатые ворота можно разделить на части — 1 и 3 м. Тогда створка шириной 1 м будет использоваться повседневно в качестве калитки, а вместе с трехметровой створкой — только во время въезда или выезда автомобиля. При необходимости калитку устанавливают отдельно либо встраивают в конструкцию одной из створок. В дополнение к общим для этого вида ворот недостаткам существует еще один — ограничение по высоте.
Конструкция откатных ворот на рельсах практически полностью соответствует предыдущему варианту по конфигурации створок, установке калитки, методам фиксации и обязательным условиям монтажа. Отличие заключается в том, что в такой конструкции система роликов или кареток опирается не на балку, а на рельсы — это исключает ограничение по высоте.
Неудобство пользования такими воротами возникает в период таяния снегов, когда вода, попавшая на систему роликов, ночью замерзает и нарушает работу механизма. Проблему можно решить следующим образом: посыпать на рельсы соль или обильно полить места заледенения теплой соленой водой. Однако злоупотреблять этим советом не стоит, поскольку соль повреждает детали и механизмы конструкции.
Консольные откатные ворота имеют наиболее усовершенствованную и упрощенную конструкцию. Основной их элемент — несущая балка, за счет которой ворота фиксируются в системе скольжения, включающей как минимум четыре точки опоры. Две из них в качестве опорных роликов жестко укрепляют в отдельный фундамент посредством бетонной заливки. Один ролик располагается в верхней части стойки со стороны выката створки, он удерживает ворота в горизонтальном положении. Другой — на противоположной стойке на уровне опорных роликов, он принимает на себя вес створок и удерживает их в закрытом положении.
Конструкция секционных складных ворот
Складные ворота «гармошка» — самый оптимальный вариант для дачных участков, подъездные пути к которым отличаются крайне стесненными условиями. Пока данная разновидность ворот используется довольно редко. Вероятно, это происходит из-за недостаточной осведомленности населения или отсутствия должных объемов производства.
Принцип действия и базовая основа конструкции полностью идентичны предыдущему варианту. Складные ворота также могут быть подвесными, на рельсе или на консоли.
Сравнение ворот по ширине секций
Существенное отличие заключается в створках, которые разделены на секции. Ширина секций гаражных ворот составляет 15-30 см, что наделяет данный тип ворот непревзойденными преимуществами: не требуется счищать снег по линии движения створок и выделять отдельную зону для отката ворот. Последнее особенно актуально, если у входа расположены какие-либо насаждения или сооружения. В этом случае для прохождения несущей и удерживающей балок достаточно узкого пространства.
Если ворота сделать телескопическими, то для двустворчатой конфигурации требуемое расстояние допустимо уменьшить до 50 см.