Деформационные швы в бетонных полах: нормы, технология обустройства и способы нарезки
Нарезка швов в конструкциях из бетона необходима для снижения влияния усадочных и эксплуатационных воздействий. Хотя стяжки из цементного раствора имеют много преимуществ, они плохо переносят нагрузки и изменения структуры в процессе твердения. Кроме того, бетон становится более хрупким при изменениях температуры, что также может приводить к образованию трещин.

Описание технологии
С учетом строительных норм нарезка проводится в случае:
- Сложной конфигурации помещения.
- Превышения площади стяжки 40 м2 или длины одной стороны в 8 м.
- Прокладки теплых бетонных полов.
- Заливки раствора возле стен, дверных проемом, узлов строительных конструкций и стыков.
Желательно проводить нарезку в свежеуложенном бетоне, непосредственно после шлифовки поверхности. Рекомендуемый интервал — от 12 до 24 часов от укладки раствора, после схватывания наполнителя и цемента. При необходимости деформационные швы пропиливаются на сухом бетоне, в этом случае важно провести работы максимально быстро (чтобы избежать осыпания краев).
По сути, они представляют собой искусственно созданную трещину в нужном месте. Как правило, деформационные полосы выполняются в виде прямой линии, пересечения, узлы и треугольные формы крайне нежелательны. Существуют определенные нормы, касающиеся интервала и глубины, они напрямую зависят от параметров бетонной стяжки. При стандартной заливке в 10 см они прокладываются на расстоянии от 240 до 360 см друг от друга. Рекомендуемая глубина деформационных швов составляет 1/3 от толщины стяжки. Технология подразумевает последующую герметизацию и заделку искусственно созданных трещин, иначе возникают проблемы в уходе за полами, особенно в часто эксплуатируемых промышленных зданиях.
Способы нарезки
Выбранный метод зависит от времени проведения работ и типа бетонной конструкции. Различают:
- изоляционные;
- усадочные;
- конструкционные швы.
Первые выполняются для исключения деформационных воздействий на стяжку, направленных от основных элементов здания (в случае бетонных полов — для защиты от сдвигов фундамента). Они прокладываются путем расположения полос изоляционного материала по периметру стен или вокруг колонн перед заливкой раствора. После застывания они расчищаются (при необходимости) и заполняются герметичными составами.

Усадочные швы контролируют трещинообразование, связанное с неравномерной интенсивностью высыхания верхнего слоя, в сравнении с нижним. Без них стяжка поднимается к краям и деформируется по центру, особой зоной риска являются углы бетонных полов. Выполняются на 2–7 день от начала заливки с применением специального швонарезчика с функцией увлажнения или путем прокладки реек в пластичный раствор. Желательно придерживаться квадратной карты пола, избегать вытянутых линий. По нормам: они направляются от осей колонн и стыкуются с углами деформационных швов, идущих вдоль периметра.
При значительных объемах работ заливка бетона проводится в несколько этапов и занимает более 1 дня. В данном случае заранее продумывается расположение конструкционных швов, размещаемых параллельно остальным на расстоянии от 1,5 м. Они необходимы для качественного выполнения стыков бетона, заливаемого в разные промежутки времени. Это единственный вид непрямых швов, форма образуется по принципу соединения «шип-паз». Для этой цели по окончании дневных работ на края бетонной стяжки размещаются металлические конусы или поперечная рейка.
Технология нарезки
Риск образования трещин в бетонных полах возрастает при избытке влаги в растворе или нарушении пропорций компонентов. Нарезка швов представляет часть защитного комплекса, помимо правильного своевременного ее проведения следует контролировать уровень влажности в помещении и колебания температур. Схема узлов и линий продумывается заранее, с учетом рекомендуемого интервала и минимально возможного числа пересечений. Важным требованием технологии является избегание острых углов (практические всегда растрескиваются по краям). Если треугольник необходим, то его делают равносторонним.

Обязательно, чтобы швы на бетонном полу были прямыми и чистыми, зерна наполнителя должны не выпадать, а разрезаться. Для работы нужен очень острый инструмент, лезвие прикладывается к отмеченной мелом линии, в качестве ориентира подойдет обычная линейка, шириной от 4 см. Желательно подготовить запасное оборудование, подходящий для нарезки интервал проходит быстро. В жаркое время года вначале выполняются швы с более широким диапазоном, а затем делаются промежуточные с обычным (24–36 см, умноженные на толщину стяжки).
Особого внимания требуют наливные бетонные и полимерные полы, некоторые ошибочно полагают, что они не подвержены деформационным воздействиям. В идеале швы выполняются по проекту на бетонной стяжке, а сверху заливается бесшовное покрытие. Но при работе со старыми основаниями с углубленными трещинами прорезается и полимерный верхний слой.
Глубина не нормируется, она зависит от размеров скрываемых деформаций, по окончании заливки прорези герметизируются полиуретановыми материалами с повышенной пластичностью. Для защиты швов в промышленных бетонных полах могут использоваться специальные кромочные конструкции, гарантирующие отсутствие вибрации при проезде техники.